Использование этно-экологических представлений и традиций в современной педагогики актуально в различных планах:
-на уровне государства - в решении проблем толерантности и экологического кризиса, в развитии патриотизма и гражданской позиции населения;
-отдельно взятый гражданин, ребёнок самореализуется, находит воплощение своих интересов, обретает своё "Я", национальную самоидентификацию в пространстве родной ему культуры [6].
Взаимоотношение человека с окружающим миром в рамках традиционной культуры изучается в этно-экологии с помощью проектной деятельности [3].
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов, так как он имеет ряд преимуществ перед другими методами. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. По мнению В. Гузеева «...проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» [2, с.97].
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -
исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект - это "пять П":
Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт -Презентация.
Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
В качестве проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» нами был разработан проект «По страницам народных сказок».
Были обозначены следующие цели:
- формирование представлений о сказках народов Поволжья,
- создание интеллектуально - эмоциональной среды для понимания взаимосвязи человека и природы через сказки, загадки и игры народов Поволжья,
- развитие уважения к людям другой национальности через рассмотрение их отношения к природе.
Проект реализуется по этапам. В период планирования выдвигается проблема, заключающаяся в разном отношении народов Поволжья к природе.
На информационном этапе обсуждаются решения и способы получения материала: поиск сказок, игр народов, пословиц, поговорок, где главным является отношение с природой, а так же опрос и беседа со сверстниками и взрослыми об участии в национальных праздниках.
В ходе работы над проектом учащиеся делятся на группы. Каждой команде необходимо искать информацию по одной из национальностей. Операционный этап предполагает раскрытие возможных форм работ: совместно составляется сценарий праздника, выбирается наиболее наглядный материал.
В качестве отчёта готовится выступление, которое заключается в инсценировке сказки и проведении игр. По окончанию праздника организуется совместное обсуждение этно-экологического содержания.
Рассмотрим этно-экологический потенциал татарской игры «Серый волк» (Сары буре).
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
По завершению этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
- Соберу я ягоды, и сварю варенье,
- Милой моей бабушке будет угощенье
- Здесь малины много, всю и не собрать,
- А волков, медведей вовсе не видать!
После слов «не видать» серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. До кого дотронулся серый волк, тот и примеряет роль волка на себя [5].
Данная игра проводится после сказки «Ак Буре» (Белый волк) [4]. В ней присутствуют следующие слова: «Волк: В лесу я хозяин. Попадешь в мои владения - вежлив будь, не забудь у меня разрешения спросить, чтобы воду пить из чистых ручьев, ягоды да грибы собирать, на дичь охотиться, по траве моей нежной ходить. Строг и суров я, но и справедлив».
В процессе обсуждения этно-культурологического смысла сказки, учитель помогает детям сделать вывод о том, что волк, являясь санитаром и хозяином леса, не перестаёт быть хищным животным, которого нужно остерегаться, а также быть вежливым с ним. Данная сказка и игра позволяют выявить особенности в отношении татарского народа к животным, в данном случае к волку. Благодаря этому дети должны прийти к осознанию того, что природа не предоставляет опасности для человека, а нуждается в защите, в уважении к ней.
Чувашская игра «Луна и солнце» (Уйохпа хэвель) способствует пониманию учащимися причины смены дня и ночи и времен года. В процессе игры дети делятся на 2 команды и их задача - перетянуть другую команду за черту. Ребята в игровой форме осваивают процесс смены дня и ночи, солнце и луна «тянут» друг друга и в зависимости от того, кто из них «побеждает», устанавливается день или ночь, зима или лето [1].
В мордовской сказке «Лиса и медведь» проводится связь между образами хитрой лисы и глупого медведя с людьми, которые встречаются в жизни. Через создание таких образов данный народ указывает на черты характера, присущие человеку: глупость, хитрость, глупость, лень и др.
Завершается данное мероприятие проведением русской народной игры «Водяной». Цель игры - ведущий «водяной» должен определить с закрытыми глазами, кто перед ним стоит. Эта игра связана со славянской мифологии, в которой Водяной охранял морские и речные глубины. И если его побеспокоить, то он погубит этого человека, что и демонстрирует данная игра.
Этап анализа позволяет осмыслить этно-экологическую составляющую, сделать собственный вывод, который заключается в следующем: человек любой национальности находится в единении с природой, поэтому задачей каждого является поддержание этой нерасторжимой связи, а также охрана природы.
Таким образом, этно-экологические проекты играют важную роль в приобщении людей разных национальностей к своим культурам, систематическое использование которых будет способствовать формированию экологической воспитанности у учащихся начальной школы.
Список литературы: