На современном этапе все более актуальной становится проблема соответствия обучения и воспитания возрастно-половым и индивидуально-типологическим особенностям психофизиологического развития учащихся, а также оценка адаптации к обучению.
Цель исследования: оценить эффективность использования программно- технического комплекса «ORTO Expert» для оценки функционального состояния и адаптации организма ребенка к систематическому обучению.
Объект исследования: 102 ребенка (54 мальчика и 48 девочек) в возрасте от 6 до 8 лет, проживающих в г. Красноярске. Из них 79 человек явились учащимися 1-х классов и 23 ребенка посещали подготовительную группу ДОУ. Учащиеся 1-х классов занимались по различным программам обучения: по традиционной, по программе Л.В. Занкова, программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Все определяемые параметры регистрировались трижды: в начале учебного года (конец сентября), в период максимального стресса (конец ноября) и в конце учебного года (в конце апреля).
Методы исследования: Оценка функционального состояния организма по параметрам структуры сердечного ритма и вегетативным показателям проводилась при помощи программного компьютерного комплекса «ОРТО Ехрert».
Результаты: В начале учебного года средние значения адаптационного потенциала во всех группах не имели статистически значимых различий. В конце первого месяца обучения АП увеличился. К концу года АП у школьников, занимавшихся по традиционной программе и программе Л.В. Занкова, возвратился к исходной величине; по программе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова стал выше по сравнению с началом года.
Выводы: