РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Социология религии - одна из наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, психологи, в принципе - все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию.

Главным делом социологии религии является изучение воздействия религии на обще­ство. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что пони­мает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия есте­ственных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь, социальных.

Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными. Она проводит различие между предметами повседневной жизни и необычными явлениями - чудесами. Эти явления становятся священными потому, что считаются связанными с чем-то сверхъестест­венным - с какой-то силой или существом, возможности которого не ограничены законами природы.

Для анализа религии в социологии используются методы, выработанные и применяе­мые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический ана­лиз; наблюдение и эксперимент и т.д.

В результате социологического анализа религия предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями позна­ния социальных явлений и возможностями, «разрешающей способностью» применяемых ею методов.

Трудность определения религии как социального феномена заключается в том, что на этом уровне религия рассматривается как социальное поведение, т.е. как определенный об­раз действий, связанный с определенными формами организации и верований. Существуют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация или вероуче­ние и культ.

Религия, таким образом, включает верования (мифы), т.е. веру, которая помогает че­ловеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому - то объекту, собы­тию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который вписывает общие культурные ценности в определенную историческую дейст­вительность.

Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность  структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д., поэтому одна из главных про­блем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия». 

Литература

  1. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия и обще­ство. Хрестоматия по социологии религии; Под ред. В.И. Гараджа. - М., 2005. - 348 с.
  2. Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в ХХ в. и ее социологическое изуче­ние / В.И. Гараджа. - М., 1991.
Просмотров работы: 927