Социология религии - одна из наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки, психологи, в принципе - все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религию.
Главным делом социологии религии является изучение воздействия религии на общество. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы потому, что понимает изменения в содержании религии и формах ее организации как результат действия естественных, эмпирически фиксируемых сил, в первую очередь, социальных.
Религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными. Она проводит различие между предметами повседневной жизни и необычными явлениями - чудесами. Эти явления становятся священными потому, что считаются связанными с чем-то сверхъестественным - с какой-то силой или существом, возможности которого не ограничены законами природы.
Для анализа религии в социологии используются методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент и т.д.
В результате социологического анализа религия предстает как социальный феномен. Образ религии, создаваемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и возможностями, «разрешающей способностью» применяемых ею методов.
Трудность определения религии как социального феномена заключается в том, что на этом уровне религия рассматривается как социальное поведение, т.е. как определенный образ действий, связанный с определенными формами организации и верований. Существуют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация или вероучение и культ.
Религия, таким образом, включает верования (мифы), т.е. веру, которая помогает человеку понять, объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь; вера сама по себе есть индивидуальный феномен, который включает доверие к какому - то объекту, событию, принципу или существу как воплощению ценности и источнику смысла жизни; религия предполагает, следовательно, общность верований, разделяемых верующими, общий для них миф, который вписывает общие культурные ценности в определенную историческую действительность.
Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д., поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия».
Литература