ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центр философских изысканий поставлен человек. В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и чело­век. Это означает, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Основные идеи философии эпохи Возрождения.

  1. Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание философов направлено на человека. Мыс­лителей интересуют уже не столько проблемы религии, сколько человек, его природа, самостоятельность, творчество, самоутверждение, красота. Са­мим ходом истории выявилась особая роль творчества и активности человека.
  2. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Воз­рождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - жи­вописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые фи­лософы.
  3. Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была ши­роко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-при­родному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились по­дозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.
  4. Гуманизм - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Шел принципиальный спор: о новом мировоззрен­ческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схола­стика, то есть оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии было введено парламент­ское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Гуманисты считали, что основу человече­ских отношений составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма.

Основные идеи философии Нового времени.

Основателем фи­лософии Нового времени считается выдающийся французский философ Рене Декарт. Суть его учения сводится к следующему.

Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновы­вать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика. Оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт при­водит свое знаменитое: "Я мыслю, следовательно, существую". Две вещи очевидны, я суще­ствую и я мыслю. Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный

  1. Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начинаются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благо­даря интуиции. Слово "интуиция" произошло от латинского глагола "всматриваться". По Де­карту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они из­начально присущи сознанию.
  2. Середина: исходя из ясных, простых идей, следует по законам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частного знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обмануть. По правилам дедукции строятся многие доказательства в математике, в кото­рой Декарт был очень силен.
  3. Конец: полученное опытом, с результатами эксперимента.

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, и Нового времени необ­ходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уни­кальности ренессансной культуры в целом, эпоха Возрождения долгое время не считалась оригинальной в развитии философии и, следовательно, достойной выделения в качестве са­мостоятельного этапа философской мысли.

Что же касается эпохи Нового времени, то очень трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (со­ставной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

Литература

  1. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. - М., 1998.
  2. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1996.
  3. Крапивенский С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. - М., 1998.
  4. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. - М.,1986.
Просмотров работы: 6494