Древнегреческая философия - это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона.
В рамках древнегреческой философии было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли большой вклад в развитие человеческой цивилизации.
Древнегреческая философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе.
Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека.
Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса.
Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало - из чего все произошло.
Родоначальник греческой философии Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала - воды.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита - "О природе".
В раннегреческой философии налицо совмещение философского и естественнонаучного подхода в объяснении субстанции мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанциональный подход, с другой, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы (Парменид, Зенон, Ксенофан).
Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому.
Греческие философы стремились сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира.
Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики.
Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ.
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин: материальная, формальная, действующая (производящая), целевая (конечная).
В период формирования и развития античной философии сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой.
В раннегреческой философии прослеживается объективистская, натуралистическая тенденция.
С развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека.
Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система - Космос, важной составной частью которого является человек.
Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.
Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в философских системах Платона и Аристотеля.
Литература