АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н.э.

Древнегреческая философия - это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона.

В  рамках древнегреческой философии было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли большой вклад в разви­тие человеческой цивилизации.

Древнегреческая философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкрет­ных знаний о природе.

Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они де­лали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека.

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление по­нять сущность природы, мира в целом, космоса.

Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало - из чего все произошло.

Родоначальник греческой философии Фалес рассматривал все существующее многообра­зие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала - воды.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита - "О природе".

В раннегреческой философии налицо совмещение философского и естественнонаучного подхода в объяснении субстанции мира. С одной стороны, они довольно четко осуществ­ляют субстанциональный подход, с другой, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы (Парменид, Зенон, Ксенофан).

Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными поня­тиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных сти­хий к бытию как таковому.

Греческие философы стремились сконструировать картину мира, выявить всеобщие осно­вания бытия этого мира.

Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, измене­ния общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, фор­мирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии фи­лософской проблематики.

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологиче­ская тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Со­крат.

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части фи­лософского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бы­тия. Он выделяет четыре вида причин: материальная, формальная, действующая (произ­водящая), целевая (конечная).

В период  формирования и развития античной философии сложилась основная проблема­тика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как уче­ние о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой.

В раннегреческой философии прослеживается объективистская, натуралистическая тен­денция.

С развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека.

Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система - Космос, важ­ной составной частью которого является человек.

Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в философских системах Платона и Ари­стотеля.

Литература

  1. Гуревич П.С. Основы философии / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2005.- 438 с.
  2. Жаринов В.М. Философия. Курс - конспект / В.М. Жаринов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2002. - 96 с.
  3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352с.
  4. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
  5. Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 272 с.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2000. - 368 с.
Просмотров работы: 187