СОКРАТ И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОКРАТ И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Сократ был современником Демокрита (469/470-399 до н.э.). Жил в Афинах, активно участвовал в делах города. Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя». В философии центральными для него стали не онтологические проблемы, а этические и гносео­логические, причём последние - как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании. Хотя он и полу­чил разностороннее образование, но впоследствии книг не читал и ничего не писал. Главным средством общения считал живую беседу и спор. Книгам нельзя задавать вопросы. Живой разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано.

Для Сократа важным являлось формирование общего понятия. Общие понятия нужны, как считал Сократ, каждому человеку. На основе общего понятия могут быть пред­приняты действия. Знание общего - основа конкретного действия. В дальнейшем, правда, Аристотель заметит, что можно знать общее понятие - «добродетель» и т.п., но действовать противоположным образом. И всё же непрерывные беседы Сократа с самыми разными пред­ставителями афинского общества вели к формированию повышенного интереса к общим по­нятиям [1].

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посред­ством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчётливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвёл в философский прин­цип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!»

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что доброде­тель проистекает из знания и человек, знающий что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению [2]. Душа, по его мнению, явля­ется антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим со­держанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.

Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он не был апологетом существующего строя и высказывал суждения, касаю­щиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п. применительно к существовавшим тогда общественному строю и отношениям между людьми.

Рост популярности Сократа не совпадал с интересами правящей аристократии. Своими, с виду простыми и невинными, вопросами он разоблачал не только пошлость обыва­тельских представлений, но и ни на чём не основанную самоуверенность сторонников демагогического режима. Его деятельность для таких людей стала разрушительной [1].

Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, но и все­мирно - историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к са­мому себе, воплотился в форме философской мысли. Из глубины веков споры, размышления, идеи из сокровищницы его сохранённого наследства несут нам образ мудрого Сократа, кото­рый, хотя и посмеивался над глупостью людей, но любил и уважал их [2].

Литература

  1. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
  2. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2005. - 736 с.
Просмотров работы: 396