ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ О БЫТИИ И ЗНАНИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ О БЫТИИ И ЗНАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос о неизменчивости мира тревожил многих философов. Абсолютизация привела к тому, что общество перестало видеть ценности (добро, зло и т.д.). Само понятие фи­лософии - что это такое? Эту проблему пытались разрешить представители элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия - изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон, обратили внимание на другую сторону - на устойчивость, сохранение вещей. Принято счи­тать, что греки вообще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Рассмотрим воззрения Ксенофана именно в этом контексте потому, что Парменид, ученик Ксенофана, центральная фигура этой школы. Его учение и по времени, и по существу предшествует учению Гераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.

Ксенофан (ок. 565-473 до н.э.) - философ, поэт, основатель элейской школы.

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов (единобожие) и скептиков (подвергается критике возможность по­знания знания мира). Именно он сказал: ничего нельзя знать досто­верно! Впервые именно Ксенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно» утверждает мыслитель. Состояние его души выражено фразой Аристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единое Бог». Это центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне его движения Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно - Бог. Ксенофана можно на­звать монотеистом пантеистического толка. Пантеизм - учение, максимально сближающее понятие бог и природа с тенденцией к их отождествлению.

Парменид (конец VII-VI в. до н.э.) - философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Он родился в знатной семье и провел молодость в забавах и рос­коши, а когда пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он стал созерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». В центре его учения - неиз­менная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Все системы миропонимания базируются на 3 посылках: 1. Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое 3. Бытие = небытие.

Для Парменида истина только первая. Бытие истинно сущее, т.к. неизменно. Изменчивость, те­кучесть - удел мнимого. Познание Парменид делит на путь истины и путь мнения. Ранее познание считалось единым. С этого момента развивается наука (отделение субъекта от объ­екта познания).

Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир - шар, в ко­тором нигде нет пустоты и, следовательно, возможности движения (все заполнено). Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение и унич­тожение. («Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать», «Истинно только существующее»).

Бытия не может быть ни чуточку меньше, ни чуточку больше, оно однородно и непрерывно. Нет пустого пространства, все наполнено бытием. Бытие бесконечно во времени (не возни­кало и не уничтожалось), ограничено в пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к двум началам: первое (активное) - эфирный огонь, чистый свет, теплое; вто­рое (инертное) - густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих двух начал происходит многообразие видимого мира. Вселенная состоит из кругов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. История античной философии / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 1965.
  2. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпи­ческих теокосмогоний до возникновения атомистики / отв. ред. И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1989. С. 296.
  3. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира / А.Н. Чанышев. - М.: Академический проект, 2005. - 608 с.
Просмотров работы: 226