НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, воспитывающиеся одним родителем, взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки [1, с. 89]. Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, внебрачная рождаемость и другие.

Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев, мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, так как оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому» [3, с.140]. Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому что женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная. Полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи [4, с. 201].

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они, в целом, в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

И всё-таки, неполные семьи - это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.

Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Это значит, что от качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.

Литература

  1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. - М.: Изд-во Моск. ун-та: «Братья Карич», 2001. - 303 с.
  2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005.- 313 с.
  3. Крюкова, Т.Л. Психология семьи / Т.Л. Крюкова. - М.: Изд-во Речь, 2005. - 240 с.
  4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 232 с.
Просмотров работы: 26