ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философ­ской школы. Систематизатор философского знания. Произведения Аристотеля условно можно разделить на логические, общефилософские, физические, биологические, психологи­ческие, этические, политэкономические и эстетические. Логику Аристотель рассматривает как инструмент научного исследования. Каждое сочинение древнегреческого мыслителя на­чинается с анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и суммируя по­ложительное знание, Аристотель делает выводы:

  • философия не есть продукт индивидуального творчества, а итог работы целых по­колений. Для установления истины отдельный философ оставляет после себя очень мало информации, но когда все собирается вместе, - получается величина, достойная внимания и изучения;
  • философия всегда терпела поражение, когда уходила в область пустых абстрак­ций, софистики и спекуляций;
  • основная задача философии состоит в том, чтобы разобраться в сущем, от­крыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к небытию;
  • философия имеет право на существование лишь в том случае, если в области су­щего есть нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей не было, а была бы лишь при­рода, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику, а не философию.

Сущность у Аристотеля - это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания - науки. Аристотель стремился познать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказа­тельствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески - «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская кате­гория сущности. Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, вре­мени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». Раскрывая сущность вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять кате­горий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущ­ность первичнее различных отношений. 

Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Счи­тая душу началом жизни, он дает типологию различных «уровней» души, выделяя расти­тельную, животную и разумную души. Низшая душа - растительная - ведает функциями пи­тания, роста и размножения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, т.е. стремление достичь приятного и избежать неприятного. У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем, телесном начале (и соответственно низших, расти­тельной и животной, душах) как источнике зла. Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, од­нако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Будучи вечным и неизменным, он один спо­собен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, совершенно свободной от материи, а именно вечного двигателя, который есть чистое мышление и которым движется и живет все в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Последний главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум - лишь в очень малой степени. Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум.

Аристотелем завершается классиче­ский период в развитии греческой философии. По мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и их самостоятельность. В эпоху эллинизма (IV в. до н. э. - V в. н. э.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму, меняется мировоззренческая ориентация философии: ее интерес все более сосредото­чивается на жизни отдельного человека.

Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1998. - 115 с.
  2. Ильин В.А. История философии / В.А. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.-286 с.
  3. Чанышев А.Н. Философия древнего мира / А.Н. Чанышев.- М., 2001. - 315 с.
Просмотров работы: 892