НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политиче­скую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому, как во Фран­ции  в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала по­литическому перевороту» - так  говорили в своих трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс  рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской ре­волюции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед  изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять  процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обуслов­ленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эм­бриологические  теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связы­ваются между собой посредствам суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то  есть  априори. Смысл кантовского априоризма заключается в том, что субъект позна­ния располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей: априори - это не врожденные идеи, а формы,  усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры. В  своем   учении о познании Кант большое место отводил диалектике: про­тиворечие рассматривалось   как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий са­мих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диа­лектики становятся сами эти формы в их  отрыве от содержания знаний, В.И. Ленин называл логику Канта «формальной».

Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать ме­сто вере.

Классики марксизма-ленинизма подвергли острой и всесторонней критике идеализм Гегеля, но вместе с тем  дали исключительно высокую оценку тому положительному, что действительно содержалось в его трудах, и в первую очередь его диалектике.

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейер­баха  (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего пред­ставителя   немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и повсеместен,  как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, неминуем, как воздух. Однако, критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил геге­левскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм,  заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Природа  - основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призван­ной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качест­венной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке ги­пертрофировалась, а специальная - недооценивалась.

Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пассивно - созерцательный характер, не учитывал общественно - историче­ской практики, за что и подвергся критике со стороны К. Маркса в «Тезисах о Фейербахе».

К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхожде­ние и сущность религии. Однако, он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию,  чувствам, прежде всего, к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накла­дывают  свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

Литература

  1. Канке В.А. Философия / В.А. Канке. - М., 1996.
  2. Кохановский В.П. Философия / В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.
  3. Магомедов А.А. История философии / А.А. Магомедов. - Ставрополь, 2000.
  4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций / А.А. Радугин. - М., 1996.
  5. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М., 2001.
Просмотров работы: 3