ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на от­ношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловлен­ные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, прин­ципы по­знания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содер­жание ми­ровоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса фи­лософии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Миро­воззрение яв­ляется ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоз­зрения - су­щественный показатель зрелости не только личности, но и определенной соци­альной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политиче­ский феномен, возникший с появлением человеческого общества. С помощью ми­ровоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Ми­ровоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к простран­ству, и по отношению ко времени, это способ построения картины мира. Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизне­деятельность личности  или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - ме­тодологиче­ская функция мировоззрения.

Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антина­учным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоя­тельств.

Понятие мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. Мировоззрение каж­дого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенно­стями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, про­фессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и ду­шевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.

Можно выделить несколько типов мировоззрения: обыденное мировоззрение, религи­озное мировоззрение, философское мировоззрение и другие. Рассмотрим философское миро­воззрение более подробно.

Философия может быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, ка­ким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей сис­темы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

  • концептуальная обоснованность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее со­циально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Все типы мировоззрения выявляют некоторое един­ство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек по­знает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Литература

  1. Васильева Т.С. Основы философии / Т.С. Васильева. - Пермь: Изд-во Томского университета, Перм. отд., 1991. - 276 с.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.
  3. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. - С.201-202.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.
  5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.431-432.
Просмотров работы: 1577