Этот термин многозначен: он описывает абсолютно все, созданное человеком, и выделяет высочайшего уровня уникальные образцы, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно создаваемое им.
Культура так многообразна, что для ее уточнения люди используют массу специальных определений, выделяя, например, технологическую, философскую, управленческую, музыкальную, физическую, городскую и сельскую, этническую и молодежную культуры [1, 193с.].
Можно выделить следующие основные элементы культуры.
Первый элемент - это понятия, которые содержатся, главным образом, в человеческом языке. Благодаря понятиям упорядочивается опыт людей. Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по - разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом, для обозначения снега существует около пятидесяти названий. Таким образом, восприятие окружающего мира через понятия, зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разных культурах.
Второй элемент культуры - отношения. Имеются в виду отношения между понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессы окружающего мира, а также отношения между людьми. Например, есть сильные различия в методах воспитания детей.
Третий элемент культуры - ценности, то есть то, к чему люди должны стремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. Например, у мусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а самой высшей ценностью провозглашены деньги, богатство, собственность, капитал.
Четвертый элемент - правила. Люди ввели множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами.
Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре. К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:
Культура - самопроизводящаяся и самовоспроизводящаяся система, она сохраняет себя и развивается, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом [1, 195с.].
Культура общества редко представляет собой нечто единое и целостное.
Целостность культуры, выражающаяся в том, что все члены общности разделяют одни и те же ценности, нормы и представления о реальности, а так - же не различаются значительно образом жизни, характерна лишь для наиболее архаичных общностей, немногочисленных и слабо структурированных, где социальная дифференциация имеет зачаточные формы, базируясь лишь на возрастных, половых и родственных критериях [2, 77с.].
Только человек создает культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом - способностью обучать и обучаться через взаимодействия с другими людьми. Животное живет только инстинктами и собственным опытом, в то время как человек "стоит на плечах своих предков" и решает свои проблемы с учетом их совокупной мудрости [4, с. 46].
Список литературы