Особенности личности одаренных студентов творческой специальности - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Особенности личности одаренных студентов творческой специальности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие других психологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин пишет, что можно рассматривать ´´одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности... ´´[2]

Нами проведено исследование особенностей личности студентов 1 курса факультета изобразительного искусства и дизайна КФУ. Перед поступлением в университет эти студенты были победителями специального конкурса творческих работ, поэтому, мы считаем, что это одаренные личности.

Цель данного исследования - выявить особенности одаренной личности студентов творческой специальности, а так же выявить характер устойчивости и содержания взаимосвязей между показателями личностных свойств и эмоционального состояния.

В исследовании участвовала группа студентов (40 человек в возрасте 17-19 лет). Применялись методики:  опросник MPI (методика Айзенка), личностный тест Мини-Мульт (Mini-Mult) и цветовой тест Люшера. [1] Результаты тестирования обрабатывали в программе  и Statistica 7.0.

По результатам теста Айзенка, в процентном отношении количество экстравертов 52.5, остальные, 23,5% и 24% - это смешанные типы и интроверты. Средние значения по шкале нейротизма 15,2 , что говорит о повышенной эмоциональной восприимчивости и раздражимости. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (боли головы, нарушения сна, склонности к колебаниям настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога, низкая самооценка.

Усредненный профиль личности одаренных студентов (рис.1), показывает, что отсутствует ярко выраженная акцентуация характера.

У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 - 75Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при повышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пониженное К может быть связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженности и личностной дезинтеграции. Низкие показатели 3-й шкалы (истерия) (ниже 50 Т) свидетельствуют об эмоциональной устойчивости, пониженной чувствительности к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социального микроклимата, что отражается в поведении субъекта менее гибким стилем межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой "дипломатичности" и созвучности настроениям референтной группы. [4]

Анализируя результаты [3], полученные по тесту Люшера (Таблица 1), можно сделать следующие выводы: большинство студентов поставили на первые 2 места серый цвет (0 - разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На 3 место большинство поставили зеленый цвет (2 - символизирует ригидные упорные и настойчивые характеристики. Это плотина, за которой, копится не получившее разряд возбуждение, в нашем случае,  напряженность зеленого компенсируется 3 позицией). На 4 месте - красный (3 - физиологическое состояние расхода энергии. Жизненная сила, нервная гормональная активность, стремление к успеху. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций). На 5 - желтый и черные цвета (4 -раскованность, релаксация, надежда и ожидание большого счастья, направленных в будущее, увеличение перспективы, но в роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность и 7 - черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие). На 6 позиции фиолетовый цвет (5), - трактуется как потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость. На 7 месте большинство выбрали коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. 8-я позиция наиболее часто статистически встречающийся вариант для черного цвета (7).

Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это - лишь вынужденная охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей.

Условные обозначения: Ип. - ипохондрия; Деп. - депрессия; Ист. - истерия; Псп. - психопатия; Прн. - паранойяльность; Пст. - Психастения; Шиз. - шизоидность; Гип. - гипомания; Шк. Л. - шкала лжи; Шк. Д. - шкала достоверности; Шк. К. - шкала коррекции теста Мини-мульт; Экстр. - экстраверсия; Нейр. - нейротизм теста Айзенка; Л.1, Л.2, Л.3, Л.4, Л.5, Л.6, Л.7, Л.8 - позиции в цветовом тесте Люшера;

______ - прямая связь ;  _ _ _ _ _ - обратная связь.

Прямые связи говорят нам о том, что при увеличении одних показателей, связанные с ними величины также увеличиваются, и обратные связи показывают, что при уменьшении одних, связанный с ними увеличиваются и наоборот.

Схема основных корреляций (Рис.2) показывает, что (при p <0,05) шкала ипохондрии имеет прямую связь со шкалой психастени и шкалой шизоидности, и обратную связь со шкалой гипомании. Шкала депрессии  коррелирует со шкалами истерии и паранойяльности. Шкала истерии, в свою очередь, имеет прямую связь со шкалами достоверности и паранойяльности. Наибольшее количество прямых связей имеет шкала паранойяльность - со шкалами истериеи, депрессии теста Мини-Мульт (Mini-Mult)   и с позицией 8 теста Люшера. А так же обратно коррелирует с позицией 5 теста Люшера. Нейротизм теста Айзенка обратно коррелирует со шкалой коррекции теста Мини-Мульт (Mini-Mult). Прямая взаимосвязь есть между позицией 8 теста Люшера и шкалой паранойяльности теста Мини-Мульт (Mini-Mult) и  обратная с 5 позицией теста Люшера.

Корреляционный анализ, (Рис.2)  позволивший исследовать структуру диагностированных показателей у одаренных студентов творческой специальности, показал, что существуют закономерные взаимозависимости эмоционального состояния, определенного цветовым тестом Люшера и личностных свойств, определенных с помощью методики Мини-Мульт и теста Айзенка. 

 

Используемая литература:

  1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов // - СПб.: Питер Ком., 1999. - 528 с.
  2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М., 1993. - 128 с.
  3. Собчик Л.Н. МЦВ - Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера - СПб., Изд-во «Речь», 2001. - 112 с.
  4. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. - СПб: Речь, 2003. - 219 с.
  5. www.webbl.ru - электронная бесплатная библиотека. Базыма Б.А.
Просмотров работы: 37