Модели экологического образования школьников - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Модели экологического образования школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В середине  90-х годов в общее образование стала вводиться экология как самостоятельная, хотя и необязательная, дисциплина. Учебный материал, обеспечивающий достижение базового, академического и профориентированного уровня экологической образованности, может включаться в обязательный компонент учебного плана школы несколькими путями. В педагогической литературе последних лет А.Н. Захлебный [ 1 ], [ 2 ],  А.В. Миронов [ 3 ] - это выражали понятием «модели экологического образования», представляющие собой общие схемы экологического образования в учебных заведениях. По сути, таких моделей три.            

Многопредметная модель экологического образования предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. Даже предлагается реализация подобного подхода в виде "вкладышей" по проблемам окружающей среды в учебники, и эти же авторы считают, что экологическое образование должно сформировать систему научных и практических знаний и умений у школьников. Главная ее идея состоит в том, чтобы, используя имеющийся в школе набор учебных предметов, усовершенствовать их содержание и на основе принципа дополнительности раскрыть учащимся различные аспекты социальной экологии (естественнонаучные, экономические, нравственные, технические, эстетические). Реализация этой модели предполагает включение во все структурные элементы учебного предмета всех аспектов экологического содержания, которые органически соответствуют главным целям данного предмета. Эта модель позволяет более детально (хотя и менее целостно) формировать знания школьников об окружающей среде, проблемах ее охраны и путях решения. Существуют реальные трудности с органическим включением экологического содержания в традиционно сложившиеся структуры учебных предметов; потребуется, очевидно, их существенное изменение. Учитывая современную экологическую ситуацию, можно предположить, что в обозримом будущем изучение экологических проблем и путей их решения станет одним из стержнеобразующих элементов при разработке структуры большинства учебных предметов.

Однопредметная модель экологического образования. Предполагается изучение экологии как самостоятельного предмета. Она предполагает создание специальных интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые имеют самостоятельное место в обязательном разделе учебного плана каждой ступени общеобразовательной школы. Подразумевается, что для каждого из трех уровней дифференцированного обучения такие предметы (курсы) будут иметь свою модификацию.  Интеграция на основе экологического содержания общеобразовательных знаний, ценностных ориентаций и умений предполагает разработку в педагогике и частных методиках сплава особого научного и художественного языка, который воздействовал бы не только на интеллект, но и на чувственно-эмоциональную сферу, побуждая ученика к действию. Важно, чтобы такой язык целостно выражал в форме проблем, идей, гипотез, понятий, образов и символов сущность современной кризисной ситуации, обозначал возможные пути ее разрешения на разных уровнях, включая личное участие каждого ученика. Наибольшая трудность осуществления этой второй модели в массовой школе в ближайшее время видится в неподготовленности педагогических кадров к ведению предметов, интегрированных на основе экологического содержания.

 Смешанная модель.  Содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах.  Она объединяет в себе достоинства основных положений двух предыдущих моделей.  Одновременно эта модель предполагает и самостоятельный вариант решения проблемы обобщения в экологическом образовании. Разработка и внедрение новых интегрированных курсов - это длительный и сложный процесс. Однако, поскольку узлы интеграции составляют сущностный смысл содержания и результата экологического образования, то уже сегодня можно предположить следующий вполне реальный путь организации экологического обучения в школах с разными типами учебных планов. Знания и умения по отдельным аспектам экологии формируются при изучении действующих в школе основных учебных предметов. А интеграция и обобщение этих знаний, применение умений, развитие ценностных экологических ориентаций осуществляется в процессе обучения по проектам специальных междисциплинарных блоков-модулей. Целесообразно, чтобы по своему содержанию эти модули охватывали основные глобальные экологические проблемы и пути их решения, включая возможное личное участие школьников. Примером реализации третьей модели экологического образования служит «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» О.С.Габриеляна. В программе 9 класса присутствует тема-модуль «Химия и экология» для городских школ и «Химические вещества в сельском хозяйстве» для сельских школ. Эти модули рассчитаны на 11 часов учебного времени. В изучение химии в 11 классе включен модуль «Химия и общество», содержащий разделы «Химия и производство», «Химия и сельское хозяйство», «Химия и экология», «Химия и повседневная жизнь человека». В этих разделах проводятся частные обобщения, необходимые для понимания глобальных экопроблем, которые имеют  преимущественно внутрипредметный уровень [ 4 ].

Все эти модели экологического образования широко и многообразно представлены сейчас в школе. Экология как элемент общей культуры личности включена в подготовку учителя любой специальности.

Если же говорить об экологическом образовании серьезно, то есть всего одна модель - та самая однопредметная: курс экологии. Экологизация предметов в школе идет давно, правда, никакого экологического мировоззрения она у выпускников школ не сформировала, так как под экологизацией понимаются отдельные факты, сообщаемые учащимся на уроках химии, биологии, географии, истории, о том, как что-то отрицательно влияет на нашу жизнь. Часть учителей, решив заняться экологией со школьниками, сразу переходит к практической части: что-то охранять, с кем-то бороться. Этот простой подход к экологическому образованию наносит ему значительный вред. Дело в том, что борцов в нашей стране выращивать научились, а вот со специалистами дело обстоит хуже. Сельская школа отличается от городской, и это необходимо учитывать при ведении курса экологии. Сельский школьник живет в непосредственном контакте с природой и с детства привык использовать природу для практических надобностей. Учится он этому у родителей, которые в большинстве своем относятся к природным богатствам потребительски. Природоохранные мероприятия, в которые втягиваются дети, затрагивают чаще всего интересы, если не родителей, то родственников или соседей. Следовательно, в сельской местности школьники должны больше заниматься чисто исследовательской работой, а не природоохранными мероприятиями. Залогом успеха в обучении сельских детей экологии является их трудолюбие, умение долгое время прилежно заниматься монотонной тяжелой работой, что так необходимо при ведении исследовательской работы.

Идея трудовой школы разрабатывалась у нас в стране П. П. Блонским. В понимании П. П. Блонского, исказившим смысл трудового обучения: "Трудовое воспитание состоит в том, что ребенок и организованно упражняется в целесообразной деятельности, из данных предметов предметы, полезные для человечества, т.е. обладающие потребительной ценностью. Трудовое воспитание есть воспитание властелина природы" [ 5 ].                                                                                

Воспитывая и образовывая людей посредством идей П.П. Блонского в течение довольно длительного времени, мы воспитали абсолютного потребителя без царя в голове и бога на небе. Перед современным образованием стоит громадная задача: помочь учащимся стать мыслящими людьми, понимающими себя не властелинами, а составной частью природы, соблюдающими законы, установленные не людьми, а силами высшими. Поэтому идея гармоничного сосуществования с окружающей природной средой должна стать цементирующей.

Таким образом в процессе реализации моделей экологического образования произойдут существенные изменения в формирования личности учащихся, отношения личности к окружающей его среде, адаптация личности учащихся к условиям среды, изменится стереотип мышления в отношении ценностей собственного здоровья, значительно повысится уровень ключевых биологических компетенций учащихся. 

Литература:

  1. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. / А. Н. Захлебный / - М., 1991.
  2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н.  Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская //  Педагогика / .- 2010.- № 9.
  3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. / А. В. Миронов /- М., 2002.
  4. http://www.rfcontact.ru/text/1170/3
  5. http://nnspu.ru/materials/egf/textbook1/materials/ecologization.html
Просмотров работы: 812