Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем Хуторской А.В. рассматривает с позиции двух стратегий:
1 - технологическая, предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий и
2 - гуманитарная, призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни.
Основное средство реализации гуманитарной стратегии это экологическое образование и воспитание, ведь никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении экологических проблем [3].
Предоставить возможность решать проблемы, ещё не значит решить их. Для этого нужно быть компетентным в области рационального природопользования, а этому нужно учиться и учить.
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов[2].
К числу таких принципов Лебедев О.Е. относит следующие:
По мнению Алексеева С.В. экологическая компетентность складывается из трёх составляющих:
Компетентность - фактор, побуждающий умение. Другими словами, ком-
петентность складывается, по крайней мере, из четырех уровней:
неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность,осознанная компетентность,неосознанная компетентность.[1, с.11]
Приведем описание уровней компетентности раскрытые Алексеевым С.В.
На первом уровне неосознанной некомпетентности в решении проблем человек не осознает, что его действия экологически целесообразны. Отсутствие этого осознания - основное препятствие на пути к обучению. Люди, не понимающие необходимости улучшать шаг на пути становления компетентности - переход на уровень осознанной компетентности.
Для того чтобы перейти на второй уровень, необходим самоанализ или,
чаще педагогическое воздействие. Обеспечить последнее - первоначальная задача обучения. Экологическое образование не может ограничить лишь информационно-справочным подходом. Очень важно, чтобы учащиеся могли сами оценивать, насколько умело они способны решать проблемы и принимать решения. Это поможет ученику, с одной стороны, лучше понять целесообразность предъявляемых к нему требований, а с другой - оценить правильность принимаемых им решений.
Постепенно осуществляется переход на уровень осознанной компетентности. Здесь ученик еще не уверенно владеет приобретенными навыками. Но он понимает, что от него требуется. И он может шаг за шагом анализировать и решать задачу. Правда, на этом уровне постоянно до мельчайших подробностей продумывается каждое действие.
Наиболее высокий уровень - неосознанная компетентность - характеризуется автоматическим выполнением правильных действий. На этом уровне ученик сосредотачивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения. Таким образом, экологическая компетентность проявляется в единстве уровня профессиональных умений (гностических, информационных, проектировочных и др.) и гуманитарно-ориентированной модели образования, выбранной учителем.
Исходя из выше изложенного, процесс формирования экологической компетентности заключается в последовательном переходе с первого на четвёртый уровень компетентности, начиная с уровня неосознанной некомпетентности, переходя на уровень осознанной некомпетентности, затем на уровень осознанной компетентности и последний самый высокий уровень сформированности неосознанной компетентности, когда все действия заложены в подсознании и выполняются рефлексивно.
Повышение уровня экологической образованности и означает достижение нового качества экологического образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать экологические проблемы.
Литература: