КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

         Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем  Хуторской А.В. рассматривает  с позиции двух стратегий:

1 - технологическая, предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий  и

2 - гуманитарная, призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни.

Основное средство реализации гуманитарной стратегии это экологическое образование и воспитание, ведь никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении экологических проблем [3].

Предоставить возможность решать проблемы, ещё не значит решить их. Для этого нужно быть компетентным в области рационального природопользования, а этому нужно учиться и учить.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов[2].

К числу таких принципов Лебедев О.Е.  относит  следующие:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный 
    социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание экологического образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения[2].

По мнению Алексеева С.В. экологическая компетентность складывается из трёх составляющих:

  1. теоретические знания (например, что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др.);
  2. практическое применение знаний (например, что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др.);
  3. обмен опытом (например, что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др.).

Компетентность - фактор, побуждающий умение. Другими словами, ком-

петентность складывается, по крайней мере, из четырех уровней:

неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность,осознанная компетентность,неосознанная компетентность.[1, с.11]

Приведем описание уровней компетентности раскрытые Алексеевым С.В.

На первом уровне неосознанной некомпетентности в решении проблем человек не осознает, что его действия экологически целесообразны. Отсутствие этого осознания - основное препятствие на пути к обучению. Люди, не понимающие необходимости улучшать шаг на пути становления компетентности - переход на уровень осознанной компетентности.

Для того чтобы перейти на второй уровень, необходим самоанализ или,

чаще педагогическое воздействие. Обеспечить последнее - первоначальная задача обучения. Экологическое образование не может ограничить лишь информационно-справочным подходом. Очень важно, чтобы учащиеся могли сами оценивать, насколько умело они способны решать проблемы и принимать решения. Это поможет ученику, с одной стороны, лучше понять целесообразность предъявляемых к нему требований, а с другой - оценить правильность принимаемых им решений.

Постепенно осуществляется переход на уровень осознанной компетентности. Здесь ученик  еще не уверенно владеет приобретенными навыками. Но он понимает, что от него требуется. И он может шаг за шагом анализировать и решать задачу. Правда, на этом уровне постоянно до мельчайших подробностей продумывается каждое действие.

Наиболее высокий уровень - неосознанная компетентность - характеризуется автоматическим выполнением правильных действий. На этом уровне ученик сосредотачивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения. Таким образом, экологическая компетентность проявляется в единстве уровня профессиональных умений (гностических, информационных, проектировочных и др.) и гуманитарно-ориентированной модели образования, выбранной учителем.

Исходя из выше изложенного, процесс формирования экологической компетентности заключается в последовательном переходе  с первого на четвёртый уровень компетентности, начиная с уровня неосознанной некомпетентности, переходя на уровень осознанной некомпетентности,  затем на уровень осознанной компетентности и последний самый высокий уровень сформированности неосознанной компетентности, когда все  действия заложены в подсознании и выполняются рефлексивно.

Повышение уровня экологической образованности и означает достижение нового качества экологического образования, на что направлена программа его модернизации. Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать экологические проблемы.

Литература:

  1. Алексеев С.В. ЛИНИИ СОПРЯЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. / Алексеев С.В. // Модернизация современного образования: к экологической компетентности - через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8-12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. - СПб.: «Крисмас+», 2006. - 264 с.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / Лебедев О.Е. //Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/ Хуторской А.В. // Интернет-журнал"Эйдос".- 2002, 23 апреля.http: //eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Просмотров работы: 22