Проблема ценности в современном обществе становится все более популярной. Связано это, в первую очередь, с переоценкой ценностей и резкой сменой идеалов, произошедшей в начале 90-х гг. Безусловно, интерес к данной проблеме возник намного раньше.
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.
В своей работе «Концептуальные основы экологического образования для устойчивого развития в научном наследии академика Н.Моисеева(Попытка систематизации и структуризации)» Степанов говорит о том, что в ранжировании ценностей современной молодёжи отсутствуют такие ценности, как достойный образ жизни, здоровье людей и окружающей среды.[2,39]
Так что же такое ценность? Однозначных, общепринятых определений «ценности», ее развития и классификации нет.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.[4]
Ценности - важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения. Ценности определенной культуры задают образцы и стандарты поведения и оказывают влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценности бывают материальные и духовные, большие и малые и др. В том или ином сообществе складывается определенная система ценностей.[3]
Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.[5]
Употребляется в нескольких смыслах:
По мнению Ковалева, ценности - то, для воплощения и получения чего он в основном живет и работает. «В принципе, любой человек собственной жизнью и работой пытается воплотить и реализовать именно свои ценности. Но зачастую человек реализует свои, но не собственные ценности.»[1,515]
Почему это происходит? Система ценностей, в основном, формируется в детском и подростковом возрасте, т.е. не слишком придирчивом и критически настроенном периоде, под влиянием окружения.
Среди молодёжи 21 века высок процент значимости таких ценностей, как карьера, деньги, самореализация.
Нужно заметить, что ценности молодёжи разнообразны, но ещё не усвоены. Именно в школьные и студенческие годы идёт активное становление подлинных или мнимых ценностей.
И здесь проблема современной педагогики общеобразовательной школы и высшей профессиональной школы.
Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества.
Культура может изменяться, могут изменяться социальные условия, но нравственные ценности, по которым должен жить человек неизменны. Они не зависят от того, что считается нормой в данном обществе. Если скажем культура не признает никакой нравственной ценности за такими понятиями, как например, милосердие, целомудрие, смирение, то эти понятия не теряют вследствие этого своей нравственной значимости. При отсутствии этих ценностных критериев мы также можем говорить о безнравственности, как и в случае других пороков человека и общества.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.
Отсюда следует, что проблема воспитания - это, прежде всего, проблема ценностной ориентации личности. Отношение к ценностям жизни придает факту существования человека определенный смысл. Жизнь имеющая смысл- счастливая жизнь.
Список используемой литературы