ПРИБРЕЖНО-ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИБРЕЖНО-ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Проблема сохранения биологического разнообразия прибрежно-водных растений имеет приоритетное значение среди комплекса научных и обще гуманитарных проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба общества. Фундаментальные исследования, направлены на сохранение биоразнообразия водной флоры.

Вопросами изучения прибрежно-водных растений занимается относительно молодая наука - гидроботаника, находящаяся на стыке геоботаники, гидробиологии и экологии растений.

В гидробиологии для обозначения группы прибрежно-водных растений широко используется термин «макрофиты», в состав которых отечественные и зарубежные ученые включают крупные видимые глазом зеленые растения, вне зависимости от систематического положения (установление родовой (видовой) принадлежности не требует применения оптических приборов с большим увеличением). Однако на сегодняшний день не существует единого подхода к определению терминологии объекта исследований гидроботаники.

Мы придерживаемся точки зрения отечественных специалистов (Кудряшов, Садчиков), которые в своих работах применяют термин «прибрежно-водные растения», он объединяет все растения (за исключением деревьев и кустарников), жизнь которых связана с водой. Сюда входят растения, обитающие в толще воды (рдесты, уруть, роголистник), на ее поверхности (кувшинка, ряски, телорез) и прибрежные растения (тростник, рогоз, осоки, камыш и др.).

Прибрежно-водные растения по своим морфологическим, биологическим и экологическим особенностям рассматриваются специалистами, как группа растений, занимающая обособленное положение в растительном мире. Эти растения в связи с условиями обитания в водоемах и прибрежной зоне приобретают специфические черты в анатомическом и морфологическом строении. Прибрежно-водные растения приспособлены к различным условиям обитания, произрастая как в пресных водах, так и в засоленных, непосредственно в водной среде и в виде наземных форм - во влажных местах.

В настоящее время в научной и учебной литературе отсутствует единая классификация прибрежно-водной растительности. На сегодняшний день наиболее часто встречаемой в литературе и используемой специалистами является классификация растений по отношению к воде. Так, в состав прибрежно-водной флоры включают:

  • виды, которым в течение всего жизненного цикла требуется водная среда (рдесты, роголистники и др.);
  • виды, обитающие в прибрежной, длительное время затопляемой полосе, и несущие в своем строении морфологические признаки связи с водной средой (манник водный, поручейник и др.);
  • виды, появляющиеся на стадиях заболачивания водоемов (белокрыльник, сабельник и др.).

Прибрежно-водные растения является важным компонентом водных экосистем, их изучение представляет как теоретический, так и практический интерес. Водные и прибрежные растения имеют существенное хозяйственное значение, особенно для рыбного и охотничьего хозяйства. Растения этой группы широко используются в качестве биофильтров для очистки сточных вод, как индикаторы изменения качества воды.

Знакомство с прибрежно-водными растениями в школе начинается в 6 классе, где в процессе изучения курса ботаники обучающиеся овладевают систематизированными знаниями о растительном мире, усваивают основные закономерности жизни растений, понимают причинно-следственные связи, лежащие в основе этих закономерностей, знакомятся с основными направлениями природоохранной деятельности человека.

Однако в новом стандарте сокращено время на изучение вопросов биоразнообразия. Для изучения многообразия растительного мира необходимо использовать натуральные объекты (живые/неживые), обращая внимание на наиболее типичных представителей местной флоры. Изучение прибрежно-водной флоры своего края позволяет не только углубить и расширить представления обучающихся в целом о растительном организме, но и показать приспособленность организмов к среде обитания, способствует формированию исследовательских умений и навыков, бережного отношения к природе.

Издательством Вентана-Граф авторским коллективом И.М. Швец, М.З. Федоровой, Т.П. Лукиной, В.С. Кучменко рекомендуются авторские программы, предназначенные для организации экологического образования школьников в процессе обучения биологии (6-9 классы общеобразовательных учреждений).

При изучении курса ботаники по программам под редакцией И.Н. Пономаревой или В.В. Пасечника возможна реализация основ экологии растений («Экология растений», 6 класс, автор И.М Швец), а именно формирование таких важных экологических понятий как: окружающая среда, экологический фактор, взаимодействие организмов, взаимодействие организмов с окружающей средой и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

В процессе формирования знаний о покрытосеменных растениях, как высшей ветви эволюции растительного мира, раскрываются вопросы анатомии, морфологии и физиологии растений. В содержании учебного материала следует обратить внимание на развитие понятия о воде, как экологическом факторе. При ознакомлении со строением листьев различных местообитаний развивается понятие о воде, как экологическом факторе, а также формируется понятие о чертах приспособленности растительных организмов, обусловленных их связью с окружающей средой. Демонстрация комнатных растений и гербарного материала растений, засушливых и влажных мест и сопоставления их свойств способствует формированию глубоких и прочных экологических понятий.

В теме «Цветок и плод» учитель может предложить обучающимся изучить особенности цветения и плодоношения у прибрежно-водных растений, обращая внимание на формирование умения анализировать условия жизни, особенности строения, устанавливать причинно-следственные связи используя натуральные объекты местной флоры.

При изучении вопросов классификации цветковых растений большое внимание уделяется изучению приспособленности как наиболее распространенных видов растений разных семейств, так и растений одного вида, рода, семейства к различным условиям среды. Например, учащимся предлагаются задания на сравнение растений произрастающих в условиях избытка, недостатка влаги, растений полностью погруженных в воду и находящихся в прибрежной зоне.

В заключительной теме «Растительные сообщества» ведущими понятиями являются растительность и растительное сообщество. Непосредственное общение с природой, осуществляемое на экскурсии, способствует не только усвоению данных понятий, но и оказывает влияние на воспитание любви и бережного отношения к природе, вызывает у учащихся желание оказывать помощь взрослым в охране и приумножении природных богатств родного края.

Таким образом, в процессе преподавания курса биологии в 6 классе, возникает необходимость организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выделять и обобщать существенные признаки изучаемого объекта в понятие, что возможно только в работе с таковыми. На практике такая работа на уроках крайне мала, что приводит к ограниченному выполнению практической части программы. В основном учитель сообщает детям готовые знания, ограничивающие самостоятельную мыслительную, а также чувственно-практическую деятельность обучающихся. В свою очередь это приводит к неумению обучающихся осуществлять простейшие приемы мыслительной деятельности, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, обобщать их в понятия. Поэтому в преподавании школьного курса ботаники необходимо усилить реализацию практической части, в частности больше внимания уделить организации и проведения наблюдений в природе, экскурсий, опытов с растениями, лабораторных и практических работ на материале местной флоры.

Просмотров работы: 127