Проблемы формирования и совершенствования педагогического мастерства широко исследованы в трудах О.А. Абдулиной, Ю.Л. Азарова, Н.В. Александрова, Н.И. Болдырева, Ф.Н. Гоноблина, Н.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, В.М. Коротова, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, В.А. Сластенина, А.Н. Спирина, А.И. Щербакова и др.
Мастерство учителя напрямую связано с его творчеством, где большую роль играют интуиция, вдохновение, талант педагога. Важнейшим условием роста мастерства является творческая, основанная на непрерывном совершенствовании педагогическая деятельность. Решающее значение в становлении мастерства имеет то ближайшее окружение, в которое попадает педагог: и микроклимат коллектива, и идеи, которыми он живет, и его традиции.
Наиболее общее определение педагогического мастерства дано в Педагогической энциклопедии: это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей» [4]. В данном определении слова «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения» характеризуют качество педагогической деятельности. Большое число исследователей определяют педагогическое мастерство через составляющие его внутренней структуры - знания, навыки, умения, личностные качества. К примеру, по утверждению В.А. Сластенина, «теоретические знания и основанные на них умения - это главное, объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей» [1]. А.И. Щербаков пишет: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя» [2].
Имеются и другие определения педагогического мастерства, в которых авторы стремятся отразить лишь некоторые, но ведущие, по их мнению, характеристики этого явления. Например, на взгляд Л.В. Мардахаева и И.А. Скопылатова «педагогическое мастерство - это профессионально-педагогическая подготовка преподавателя, обеспечивающая его высокую результативную деятельность» [3].
Авторы выделяют в определениях в целом четыре относительно самостоятельных, но взаимосвязанных блока в структуре педагогического мастерства: 1) профессионально-педагогические знания (научные, профессиональные, психолого-педагогическая эрудиция и т.д.); 2) личностные и профессионально значимые качества (личностные, специфические профессионально-педагогические, развитое педагогическое мышление, направленность личности и т.д.); 3) педагогические способности; 4) навыки и умения строить учебно-воспитательный процесс, искусство осуществления педагогической деятельности (педагогическая техника, педагогический опыт, методическое искусство, педагогические умения и навыки и т.д.). Условность выделения компонентов в личности преподавателя обусловлена их сложным переплетением на уровне психологических категорий. Приведенные определения не ставятся под сомнение, поскольку в той или иной степени раскрывают сущность и содержание педагогического мастерства. Вместе с тем отсутствие единства даже в выделении каких-то общих родовых признаков, сущностных внутренних связей, пространность и противоречивость многих определений свидетельствуют о неудовлетворительном положении с понятийным статусом педагогического мастерства.
Для полноты анализа имеющихся подходов к определению понятия «педагогическое мастерство» в исследовании учтено общеязыковое толкование понятия «мастерство». «Мастерство, - отмечается в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, - высокое искусство в какой-нибудь области» . Как «большое умение, искусство в какой-либо области» «исключительное умение, высокое искусство в какой-нибудь области» толкуют «мастерство» и другие словари. Учитывая, что искусство в этих же словарях определяется как умение, мастерство, знание дела, то правомерно считать понятия «мастерство» и «искусство» синонимами, а главным сущностным признаком в определении мастерства - умение. Тот же словарь С.И. Ожегова определяет «умение» как «способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом». То есть если свести различные толкования к единому знаменателю, то мастерство в каком-нибудь деле - это способность (умение) осуществлять какое-либо дело с высоким качеством.
Процесс формирования и развития педагогического мастерства позволяет познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию обучаемого. В процессе становления педагогического мастерства «вскрываются» резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогических влияний, тем самым, давая возможность отвечать на «вызовы» образовательной среды.
Список использованной литературы: