Педагогическое мастерство будущего учителя - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Педагогическое мастерство будущего учителя

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Проблемы формирования и совершенствования педагогического мастер­ства широко исследованы в трудах О.А. Абдулиной, Ю.Л. Азарова, Н.В. Алек­сандрова, Н.И. Болдырева, Ф.Н. Гоноблина, Н.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, В.М. Коротова, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, В.А. Сластенина, А.Н. Спирина, А.И. Щербакова и др.

Мастерство учителя напрямую связано с его творчеством, где большую роль играют интуиция, вдохновение, талант педагога. Важнейшим условием роста мастерства является творческая, основанная на непрерывном совершенствовании педагогическая деятельность. Решающее значение в становле­нии мастерства имеет то ближайшее окружение, в которое попадает педагог: и микроклимат коллектива, и идеи, которыми он живет, и его традиции.

Наиболее общее определение педагогического мастерства дано в Педаго­гической энциклопедии: это «высокое и постоянно совершенствуемое искусст­во воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по при­званию и любящему детей» [4]. В данном определении слова «высо­кое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения» характе­ризуют качество педагогической деятельности. Большое число исследователей определяют педагогическое мастерство через составляющие его внутренней структуры - знания, навыки, умения, лич­ностные качества. К примеру, по утверждению В.А. Сластенина, «теоретиче­ские знания и основанные на них умения - это главное, объективное содержа­ние педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей» [1]. А.И. Щербаков пишет: «Педагогическое мастерство - это синтез науч­ных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учи­теля» [2].

Имеются и другие определения педагогического мастерства, в которых авторы стремятся отразить лишь некоторые, но ведущие, по их мнению, харак­теристики этого явления. Например, на взгляд Л.В. Мардахаева и И.А. Скопылатова «педагогическое мастерство - это профессионально-педагогическая под­готовка преподавателя, обеспечивающая его высокую результативную деятель­ность» [3].

Авторы выде­ляют в определениях в целом четыре относительно самостоятельных, но взаи­мосвязанных блока в структуре педагогического мастерства: 1) профессио­нально-педагогические знания (научные, профессиональные, психолого-педагогическая эрудиция и т.д.); 2) личностные и профессионально значимые качества (личностные, специфические профессионально-педагоги­ческие, развитое педагогическое мышление, направленность личности и т.д.); 3) педагогические способности; 4) навыки и умения строить учебно-воспита­тельный процесс, искусство осуществления педагогической деятельности (педагогическая техника, педагогический опыт, методическое искусство, педаго­гические умения и навыки и т.д.). Условность выделения компонентов в лично­сти преподавателя обусловлена их сложным переплетением на уровне психоло­гических категорий. Приведенные определения не ставятся под сомнение, поскольку в той или иной степени раскрывают сущность и содержание педагогического мастерства. Вместе с тем отсутствие единства даже в выделении каких-то общих родовых признаков, сущностных внутренних связей, пространность и противоречивость многих определений свидетельствуют о неудовлетворительном положении с понятийным статусом педагогического мастерства.

Для полноты анализа имеющихся подходов к определению понятия «пе­дагогическое мастерство» в исследовании учтено общеязыковое толкование по­нятия «мастерство». «Мастерство, - отмечается в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, - высокое искусство в какой-нибудь области» . Как «большое умение, искусство в какой-либо области» «исключитель­ное умение, высокое искусство в какой-нибудь области» толкуют «мастерство» и другие словари. Учитывая, что искусство в этих же словарях определяется как умение, мастерство, знание дела, то правомерно считать понятия «мастерство» и «ис­кусство» синонимами, а главным сущностным признаком в определении мас­терства - умение. Тот же словарь С.И. Ожегова определяет «умение» как «способность де­лать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом». То есть если свести различные толкования к единому знаменателю, то мастерство в каком-нибудь деле - это способность (умение) осуществлять какое-либо дело с высо­ким качеством.

Процесс формирования и развития педагогического мастерства позволяет познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию обучаемого. В процессе становления педагогического мастерства «вскрываются» резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогических влияний, тем самым, давая возможность отвечать на «вызовы» образовательной среды.

Список использованной литературы:

  1. Альтшуллер,Г.С. Творчество как точная наука / Г.С.Альтшуллер. - М.: Наука, 1979. - 287с.
  2. Барабанщиков,А.В. Научно-педагогические основы формирования профессионального мастерства преподавателя академии / А.В.Барабанщиков // Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. - М.: ВПА, 1975. - С.10-75.
  3. Зязюн,И.А. Социальная зрелость и педагогическое мастерство будущего учителя / И.А.Зязюн, Н.П.Лебедик // Советская педагогика. 199l. - №6. - С.74-78.
  4. Кузьмина,Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В.Кузьмина // Сов. педагогика. - 1984. - №1. - C.20-26.
Просмотров работы: 170