ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В мотивации учебной деятельности студентов  сочетаются  учебный и профессиональный компоненты. В связи с этим в структуре учения можно выделить собственно мотивы учения и профессиональные мотивы как «внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности».

Исследования, проведенные А.Н. Печниковым, Г.А. Мухиной, показали, что ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив - «профессиональный», на втором - «личного престижа», на третьем и четвертом курсах - оба этих мотива, на четвертом - еще и «прагматический». На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов.

Наше исследование было проведено на базе технологического факультета  ФГБОУ ВПО «Шуйский Государственный  Педагогический  Университет». В исследовании принимали участие 21 студент 1-го курса. Цель диагностической программы: изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов. Были использованы следующие методики:- «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильин).  По шкале «приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (9-13 баллов)- у 5 студентов (24 %), средние показатели (4 - 8баллов) - у 12 студентов (57 % ), низкие показатели (0-4 баллов) - у 4 студентов (19 %). В целом, группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.

По шкале «Овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)- у  6 студентов (29 % ), средние показатели (4- 6 баллов) - у 11 студентов (52% ), низкие показатели (0-3 баллов) - у 4 студентов (19 %) . Таким образом, группа показала средний уровень направленности на овладение профессией, т. е. стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества.

По шкале «получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)- у 19 студентов  (91 %), средние показатели (4- 6 баллов) - у 2 студентов (9 % ), низкие показатели (0-3 баллов)- не обнаружены в группе.

Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.

 Анализ полученных данных по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин). Обработав результаты, мотивы были проранжированы: I место занимают мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»; II место - мотив  «получить диплом»; III место - мотив  «приобрести глубокие и прочные знания»; IV место - мотив  «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; V место - мотивы «успешно продолжить обучение на последующих курсах»; «достичь уважения преподавателей»;  «добиться одобрения родителей и окружающих»; VI место мотив - «получить интеллектуальное удовлетворение»; VII место - мотив  «постоянно получать стипендию»; VIII место занимают мотивы «быть постоянно готовым к очередным занятиям»; «не запускать изучение предметов учебного цикла».

Оказались невыбранными мотивы: «не отставать от сокурсников»; «выполнять педагогические требования»; «быть примером для сокурсников»; «избежать осуждения и наказания за плохую учебу».

Таким образом, студентами технологического факультета чаще выбираются мотивы - стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов.

Просмотров работы: 12