ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что же нам даёт природа?

Пищу,  воду, кислород.

На планете без природы

Дня не проживёт народ...

Если  хочешь, чтоб счастливым

Было всё в твоей судьбе

Надо думать о природе,

Значит - думать о себе!!!

Плохих Светлана

 

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе - результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В. А. Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность [2, 85].

В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновения экологических проблем считалось применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Более глубокий анализ происходящего показал, что решение данных проблем невозможно без расширения понятия экологической культуры общества, наиболее продуктивное заложение которой приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст [1, 276].

К тому же, одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.

Теоретические основы экологического образования определены в исследованиях И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, И. Н. Пономаревой, Н. А. Рыкова, И. Т. Суравегиной (концепция и программа деятельности школы по экологическому образованию), Д. Н. Кавтарадзе, В. Г. Брудного (основы экологического мировоззрения как задача народного образования) и многих других ученых [3, 61].

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [4].

В процессе формирования экологической культуры младший школьник должен овладеть личностными свойствами, позволяющими:

  • испытывать потребность в общении с природой;
  • осознавать облагораживающее влияние природы;
  • стремиться к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;
  • соблюдать нормы поведения в природе;
  • предотвращать негативные воздействия на природу во всех видах деятельности;
  • проявлять нетерпимое отношение к негативным действиям людей, по возможности пресекать это, участвовать в пропаганде;
  • переживать за все живое;
  • чувствовать красоту природы.[2, 312]

Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления формирования экологической культуры учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды. Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность на уроках по предметам гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, художественный труд) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа - объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека [3, 63].

По нашему мнению, на каждом уроке целесообразно использовать беседы на экологическую тему «Культура поведения в природе».  На уроках математики можно использовать задачи экологического содержания. Например: В наших лесах обитает одно из крупных животных суши - лось. За сутки он съедает летом 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней. Так же детям можно предложить создание мини задачников по математике на экологическую тематику. Учителю стоит объяснить учащимся, что материалы для задач необходимо брать в книгах (В. Бианки «Лесная газета», А. Плешаков «Зеленые страницы» и др.), энциклопедиях, журналах («Юный натуралист» и др.), телепередачах (цикл передач BBC). На уроках русского языка целесообразно предлагать диктанты, изложения, сочинения на экологические проблемы, экологическое поведение с последующими обсуждениями. На уроках литературного чтения необходимо использовать тексты или отрывки из произведений о природе и поведении в природе. Можно предлагать детям сочинять экологические сказки; экологические ситуации, с последующим обсуждением работ учащихся; экологический рассказ.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательство в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К ее выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека. И это поведение желательно формировать на каждом уроке.

 

Использованная литература:

  1. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
  2. Купров В. Д. Экологическое образование младших школьников/В. Д. Купров//Начальная школа. - 2000. - №7. - С. 85 - 94.
  3. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе/Т. И. Тарасова// Начальная школа. - 2000. - №10. - С. 61-68.
  4. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологическая_культура. Дата обращения: 1.02.2012.
Просмотров работы: 2