Что же нам даёт природа?
Пищу, воду, кислород.
На планете без природы
Дня не проживёт народ...
Если хочешь, чтоб счастливым
Было всё в твоей судьбе
Надо думать о природе,
Значит - думать о себе!!!
Плохих Светлана
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе - результат определенного воспитания в детстве. Убедительны слова В. А. Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность [2, 85].
В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновения экологических проблем считалось применение несовершенных промышленных и сельскохозяйственных технологий. Более глубокий анализ происходящего показал, что решение данных проблем невозможно без расширения понятия экологической культуры общества, наиболее продуктивное заложение которой приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст [1, 276].
К тому же, одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.
Теоретические основы экологического образования определены в исследованиях И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, И. Н. Пономаревой, Н. А. Рыкова, И. Т. Суравегиной (концепция и программа деятельности школы по экологическому образованию), Д. Н. Кавтарадзе, В. Г. Брудного (основы экологического мировоззрения как задача народного образования) и многих других ученых [3, 61].
Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [4].
В процессе формирования экологической культуры младший школьник должен овладеть личностными свойствами, позволяющими:
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления формирования экологической культуры учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды. Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность на уроках по предметам гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроение и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, художественный труд) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа - объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека [3, 63].
По нашему мнению, на каждом уроке целесообразно использовать беседы на экологическую тему «Культура поведения в природе». На уроках математики можно использовать задачи экологического содержания. Например: В наших лесах обитает одно из крупных животных суши - лось. За сутки он съедает летом 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней. Так же детям можно предложить создание мини задачников по математике на экологическую тематику. Учителю стоит объяснить учащимся, что материалы для задач необходимо брать в книгах (В. Бианки «Лесная газета», А. Плешаков «Зеленые страницы» и др.), энциклопедиях, журналах («Юный натуралист» и др.), телепередачах (цикл передач BBC). На уроках русского языка целесообразно предлагать диктанты, изложения, сочинения на экологические проблемы, экологическое поведение с последующими обсуждениями. На уроках литературного чтения необходимо использовать тексты или отрывки из произведений о природе и поведении в природе. Можно предлагать детям сочинять экологические сказки; экологические ситуации, с последующим обсуждением работ учащихся; экологический рассказ.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательство в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К ее выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека. И это поведение желательно формировать на каждом уроке.
Использованная литература: