ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Все образовательные учреждения России с 1 сентября 2011 года перешли  на новый  Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального  общего образования (ФГОС НОО). Стандарт предъявляет к предмету «Окружающий мир» такие требования:

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире[3].

Мы видим, что согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения .

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной.

Психологические, теоретические, дидактические  и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В.Леонтовича,  С.Л.Рубинштейна,   В.А.Крутецкого, М. Н. А.Н.Поддьякова,А.С. Обухов, В. Оконь, А.И. Савенков.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым  результатом [5].

Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую  учащиеся  выполняют  в течение определенного отрезка  времени под умелым руководством учителя.

Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Для развития исследовательской культуры младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир»  необходимо реализовать следующие компоненты.

Развитие умения наблюдать- это и есть освоение учащимися приемов логического мышления. Искусство наблюдения-это специально организованное восприятие объектов в целях обучения. Что бы кратчайшим путем привести ребенка к цели обучения- формированию четких понятий, необходимо обращать его внимание на сущность предметов в отличие от их изменчивых свойств.

 По мнению Бруннера как правило, учащиеся младших классов встречаются с большими трудностями при выделении главных признаков предмета. Они легко определяют черты  различия, но не умеют определять свойства. Вместе  с тем, без умений выделять существенный признак предмета, не возможно провести его отнесение к определенному понятию. Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста очень трудно найти основание для сравнения. В данном случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместит  третий, отличающийся именно поэтому признаку. Показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения является участие или самостоятельное проведение элементарной экспериментальной работы. Очень эффективны различные виды практических работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними. Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся начальных классов является умение выражать суждения и умозаключения на основе усвоенных понятий. Суждение- акт мысли, который заключается в утверждении или отрицании чего-либо. Умозаключение основано на ряде суждений  [2, c18].

Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное  определение проблемы исследования  учащимися во многом зависит  от учителя. Не осознав сущность  проблемы,  учащийся  не может  активно включится  в познавательную деятельность. В связи с этим  выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн  утверждал: «...мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы  или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией  определяется  вовлечение  личности  в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи... ».

Как  отмечает Андреев, тематика исследовательской  работы  должна быть интересной  и выполнимой.  Здесь руководителю  исследовательской работой  важно учитывать, интерес школьника к конкретному явлению или объекту. Абстрактные проблемы, фундаментальные или прикладные   вопросы науки  далеко не каждому  ученику могут  быть понятными и посильными [1,c151].

Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны.

Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога - играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача - собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования. 
Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

В работе Прохорова С.Ю.  «Организация  экологических  исследований  в начальной школе»  автор  отмечает, что ученик в процессе исследования составляет  схемы, таблицы, диаграммы, овладевает простейшими формами систематизации учебного материала. Подбирает книги по теме, ориентируется  в структуре книги, использовать знания  о структуре книги  при ее выборе и работе с нею, составляет каталог прочитанных книг. Использовать  в тех же целях  элементы оформления  книги (фотографии, чертежи, карты, рисунки  и т.д.). Обзор  литературы помогает  учащимся  свободно овладеть  методом теоретического анализа, сравнения и обобщения, ознакомится с научной терминологией, научится аргументировать свои ответы на  вопросы, задаваемые  им по результатам исследования [4,c31].

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:

     дать определения основным понятиям; 
     классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; 
     выявить и обозначить все замеченные парадоксы; 
     ранжировать основные идеи; 
     предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.); 
     выработать суждения и умозаключения; 
     сделать выводы; 
     указать пути дальнейшего изучения явления; 
     продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы; 
     приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

 Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. 

Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой , ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира.

Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

 Литература:

  1. Андреева Н.Д.теория и методика обучения экологии: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д.Андреевой.-М.: Академия,2009.-208с.
  2. Бруннер В. Экологическое образование: методика и примеры / Бруннер В и др.//Вестник АсЭко.-1996.-№1(2).-С.9-40.
  3. Ковалёвой Г.Н.  Планируемые результаты начального общего образования  / под. ред.     Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120с.
  4. Прохорова С.Ю. Организация  экологических  исследований  в начальной школе: методическое пособие / С.Ю.Прохорова, Н.М.фоминых.-Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-88с.
  5. http://teacher.68edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54%3A----------l-r&catid=2&Itemid=20
  6. http://uo-prohladny.narod.ru/seminar/seminar_uvr2/goov2.htm
Просмотров работы: 156