ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Начальное образование это основа  для формирования учебной деятельности ребёнка.  В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1, с. 27].

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера[1, с.90].

В ходе исследования мы рассмотрели потенциал курса «Окружающий мир» в формировании УУД.

Данный курс способствует  формированию  личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина,  любящего своё Отечество, личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Для формирование познавательных учебных действий учителю необходимо подбирать комплекс заданий. Нами был сделан отбор таких учебных заданий для курса ок мир,   которые  в обобщен виде представлены в таблице.

 

Познавательные учебные действия.

 

Тема курса «Окружающий  мир»

Примеры заданий для формирования  познавательных учебных действий.

умение извлекать информацию,  представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д. в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

«Цветковые растения».

 

 

 

 

 

«План местности».

Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения?

 

 

 

Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых.

описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств); устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

«Как связаны живая и неживая природа Земли».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почему надо беречь полезные ископаемые?»

 

 

 

 

«Луг и человек».

 

Проследили связи между неживой и живой природой на примере своего родного края. Приведи примеры из своих наблюдений за живой и неживой природой своего края.

 

 

 

В чем заключатся ваше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Выскажи свое мнение.

 

Почему косилка  при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не о края луга к центру?

пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;

 

«Что такое погода?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«План местности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Свойства полезных ископаемых».

 

Рассмотри условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков .

 

«Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до метеостанции. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направления на север и на юг?»

 

Дай характеристики известняку, мрамору, песку  и глине используя план их изучения.

проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирать лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

 

«Органы чувств».

 

 

 

 

 

«Самый большой орган чувств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Свойства воды».

Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а), эти предметы?

 

Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку.  Как это у тебя получ какой рез-т, сравни

 

Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: прозрачная, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ

При выполнении заданий  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

 Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающего мир», необходимо вводить  через наблюдения, сопоставление иллюстраций , выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций.

Как показал опыт работы задания, приведенные выше, которые требуют  от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / под. ред. Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120с.
  3. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1456/(Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира).
  4. http://mou019.omsk.edu.ru/progr_nach_school/otdeln_glavi_1.doc (Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования)
Просмотров работы: 25