Начальное образование это основа для формирования учебной деятельности ребёнка. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1, с. 27].
Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия.
Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Универсальные логические действия:
Постановка и решение проблемы:
В ходе исследования мы рассмотрели потенциал курса «Окружающий мир» в формировании УУД.
Данный курс способствует формированию личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Для формирование познавательных учебных действий учителю необходимо подбирать комплекс заданий. Нами был сделан отбор таких учебных заданий для курса ок мир, которые в обобщен виде представлены в таблице.
Познавательные учебные действия. |
Тема курса «Окружающий мир» |
Примеры заданий для формирования познавательных учебных действий. |
умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д. в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); |
«Цветковые растения».
«План местности». |
Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения?
Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых. |
описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств); устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; |
«Как связаны живая и неживая природа Земли».
«Почему надо беречь полезные ископаемые?»
«Луг и человек».
|
Проследили связи между неживой и живой природой на примере своего родного края. Приведи примеры из своих наблюдений за живой и неживой природой своего края.
В чем заключатся ваше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? Выскажи свое мнение.
Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не о края луга к центру? |
пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира;
|
«Что такое погода?»
«План местности».
«Свойства полезных ископаемых».
|
Рассмотри условные знаки для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков .
«Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до метеостанции. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направления на север и на юг?»
Дай характеристики известняку, мрамору, песку и глине используя план их изучения. |
проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирать лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
|
«Органы чувств».
«Самый большой орган чувств».
«Свойства воды». |
Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а), эти предметы?
Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Как это у тебя получ какой рез-т, сравни
Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: прозрачная, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ |
При выполнении заданий учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).
Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающего мир», необходимо вводить через наблюдения, сопоставление иллюстраций , выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций.
Как показал опыт работы задания, приведенные выше, которые требуют от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.
Литература