Приемы формирования природолюбия у младших школьников - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Приемы формирования природолюбия у младших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с изменениями, происходящими в мире, в XX веке вопрос отношений общества и природы стал одним из глобальных вопросов человечества. Согласно Конституции Российской Федерации [3]  каждый имеет право на благоприятную окружающую среду» и «обязан сохранять природу», «бережно относиться к природным богатствам», которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов.

В Законе РФ «Об образовании» [5] подчеркивается необходимость воспитания любви к окружающей природе.  Решена данная задача может быть на основе формирования культуры природолюбия, которая в настоящее время становится неотъемлемой частью и одним из основных показателей общей культуры личности, а также является результатом экологического образования и воспитания, наиболее эффективно осуществляющихся в начальной школе, когда у учащихся преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающего мира.

Однако анализ учебных программ начальной школы, в частности естественнонаучного цикла, выявляет их направленность на общее знакомство детей с окружающей средой и недостаточную содержательность по формированию чувственных отношений к природе. Данное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и его фактическим содержанием свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических мер, способных обеспечить подготовку школьников к гармоничному взаимодействию с природой.

В период младшего школьного возраста у ребенка складываются психические новообразования, способности и качества личности, необходимые для полноценного и успешного осуществления учебной деятельности. В то же время младший школьник в течение долгого времени сохраняет в себе «пережитки» дошкольного возраста, дающие знать о себе практически во всех сферах психической жизни ребенка. Поэтому именно на младший школьный возраст в большей степени приходится формирование отношений, т.е. становление подрастающего человека как личности. Именно в этом возрасте важно начинать воспитание чувства любви к природе.

Чувственные отношения человека к природе, и в частности их высшие проявления в виде любви к природе, выступают в роли мощного интегрирующего фактора организации духовной и социальной  активности личности, что дает основание  рассматривать любовь к природе как нравственное чувство, проявляющееся на поведенческом уровне как нравственное качество личности. Нравственным чувством «любовь к природе» обладают все в той или иной мере. Пройдя долгий путь развития, чувства становятся глубокими и высокими переживаниями, перерастающими в нравственное качество личности - «природолюбие», но для этого необходимы глубокие внутренние личностные преобразования [1].

В работах Суетиной О.Н. природолюбие понимается  как нравственное качество личности, основанное на любви к природе и характеризующее чувственно-познавательно-потребительские отношения человека с конкретными природными объектами и явлениями, представляет собой сложное личностное образование, представленное совокупностью экологических знаний, ценностей, нравственно-экологических императивов, чувственных отношений к природе и проявляющееся в эколого-целесообразной, природоохранной деятельности личности. Данное качество входит в состав экологической культуры личности, являющейся, в свою очередь, составной частью базовой культуры личности [1].

Одним из путей нравственного развития является создание ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования в учебном процессе тех отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь и восстановить в своей эмоциональной памяти [4, с. 13].

Здесь следует обратиться к классификации приёмов создания ситуаций ценностного самоопределения, предложенной Н.Н.Никитиной. Такие приемы, по её мнению, активируют все подструктуры личности: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую. При этом очень важно обеспечить активное участие каждого ученика в процессе, создавая на уроке соответствующую обстановку.

Никитиной Н.Н. выделяются следующие приемы нравственной активизации личности [2, с. 40]: поиск близких и противоположных понятий, незаконченные предложения, альтернативный выбор, ранжирование, контраргументы, анализ этического содержания рассказов, пословиц, поговорок, высказываний, анализ нравственных проблемных ситуаций, актуализация эмоционального опыта, анализ противоречивых высказываний, анализ проблемных вопросов, мини-сочинение, напиши письмо.

Данные приемы нравственной активизации можно использовать как средство формирования природолюбия как нравственного качества личности в процессе воспитания младших школьников. Приведем некоторые из таких заданий.

Поиск близких и противоположных понятий: к понятиям, которые характеризуют отношение человека к природе, подберите противоположные, отрицательные по смыслу качества и свойства.

Например:

внимательное - безразличное

с пользой - во вред

сопереживающее - равнодушное и т.д.

Данный прием помогает раскрыть суть эстетического понятия в сравнении с другими, близкими и противоположными ему.

Анализ проблемных вопросов: проблемные вопросы вызывают у человека состояние психического, интеллектуального затруднения. Они, как правило, содержат противоречие, требующее разрешения, и тем самым отличаются от любого сложного вопроса, который наводит на размышление и анализ нравственного явления.

Например: Можно ли считать, что человек любит природу, если при любой возможности он  гуляет в парке и кормит птиц? Может ли человек любить природу, но оставаться равнодушным к проблемам ее охраны?..

Напиши письмо: благодаря этому приёму ученики научатся давать самооценку, проводить самоанализ, что немаловажно для дальнейшего развития и становления личности.

Можно предложить учащимся написать письмо другу, герою любимого кинофильма, книги, учителю, родителям, любому значимому для него человеку. В письме они могут выразить свои мысли, чувства, описать и оценить дела, поступки, связанные с поведением в природе и отношением к ней, а именно, к животным, растениям, ко всей окружающей среде.

Актуализация эмоционального опыта: такой приём позволяет вызвать в душе младшего школьника те переживания и чувства, которые он когда-то испытал и которые помогут ему глубже осознать и переосмыслить произошедшие с ним.

Например: Был ли в вашей жизни случай, когда вы проявили безразличие, равнодушие к животному, попавшему в беду, просящему о помощи? Как вы чувствовали себя, вспоминая этот случай некоторое время спустя?

Такой приём хорош тем, что позволяет вернуть участника событий к пережитому, вызвать рефлексию своего эмоционального состояния и заново проанализировать его, переосмыслить и дать оценку.

Ранжирование: может выступать одновременно как диагностический метод и как воспитательный приём, дающий возможность каждому осмыслить и осознать свой нравственный выбор, поучаствовать в обсуждении общих и индивидуальных ценностей. Ранжировать - это значит распределять все предметы и явления по степени их значимости для личности. У учителя есть возможность по-разному использовать данный прием. Он может предложить учащимся готовый список предметов, явлений, ценностей. Участники выполнения задания в свою очередь выстраивают ранговый ряд из предложенных понятий от наиболее значимого до наименее значимого.

Таким образом, можно говорить о большом потенциале применения данных приемов в формировании природолюбия у младших школьников.

Источники:

  1. Суетина О. Н.Развитиеприродолюбияу студентов педвуза в процессе экологического образования: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук:13.00.08 /Ольга Николаевна Суетина.- Магнитогорск: кафедра проф. пед. обр. ГОУ ВПО «Шадринский гос. пед. инст.», 2006.- 23с.
  2. Гринёва Е.А., Денисова Г.М., Якупова Л.Х. Ситуационные задания и приёмы реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие / Е.А.Гринёва, Г.М.Денисова, Л.Х.Якупова. - Ульяновск: УлГПУ, 2011. - 93 с.
  3. Коституция РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.constitution.ru/
  4. Некрасова, Н. А. Феномен духовности: бытие и ценность / Н. А. Некрасова: автореф. дис... д-ра философских наук. - Иваново, 2002. - 35 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=228.
Просмотров работы: 1