ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основными задачами данных разделов являются подготовка детей к действиям в экстремальных ситуациях социального характера. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях социального характера. Они же являются самыми незащищенными[2].
Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. В этих сложных условиях развитие культуры безопасности подрастающего поколения становится важнейшей задачей государства. В этой связи возрастает ответственность учителей и руководителей школы не только за обеспечение высокого качества знаний учащихся, но и возможности применить полученные знания, умения, навыки в условиях экстремальных ситуаций.
Во все более усложняющихся условиях жизнедеятельности человека создание богатого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков позволит сформировать готовность к действиям в потенциально опасных ситуациях.
Таким образом, весьма актуальным является развитие прикладных умений и навыков, а также психических процессов, являющихся основой в формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Проблема готовности не нова. Она изучалась с разных позиций в педагогике и психологии спортивной деятельности. В настоящее время накоплен материал экспериментальных и теоретических исследований, рассматривающих проблему готовности. Однако работы, посвященные формированию готовности у школьников к действиям в экстремальных ситуациях, практически отсутствуют[24].
Неумение адекватно действовать в жизнеопасных (экстремальных) ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
В настоящее время необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности. Все это делает своевременным и актуальным проведение самостоятельного исследования по проблеме формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера старшеклассников с учетом их физической подготовленности и психического развития.
Проблема состоит в необходимости формирования готовности учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования готовности учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.
Предмет изучения - готовность и адаптация учащихся старших классов к экстремальным ситуациям.
Цель - разработать программу, для эффективного развития психологической устойчивости к экстремальным условиям.
В рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» создаются условия, моделирующие экстремальные ситуации, которые позволят повысить уровень психического развития и формирования готовности у учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера[8].
В соответствии с поставленной целью можно выявить следующие задачи:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования готовности учащихся старших классов к действиям в экстремальной ситуации
1.1 Характеристика экстремальных условий и готовности человека к действиям в них
В современных условиях особую актуальность среди проблем приобретает проблема готовности человека к различным видам деятельности (военной, спортивной, трудовой, операторской и т. п.), а также к творческому выполнению конкретных жизненных, общественных (но, по сути своей) задач. Заметим, что зачастую деятельность человека протекает в измененных, отличающихся от обычных, условиях. Всё это заставляет по-новому ставить вопрос о готовности профессионала к деятельности в особых, и прежде всего - в экстремальных условиях. Условия, предъявляющие повышенные требования к работающему человеку, носят название особых условий деятельности.
К числу таких условий относятся:
Особые условия деятельности предъявляют повышенные требования к работающему человеку, являются причиной ошибок и срывов в работе, неблагоприятно влияют на работоспособность человека и состояние его здоровья. Эти причины обусловили возникновение таких дисциплин, как экстремальная психология и психология труда в особых условиях.
Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. В зависимости от степени периодичности, частоты их возникновения и продолжительности различают:
Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т. п. Причем эти условия сохраняются практически постоянно на протяжении всей деятельности. Аналогичная картина имеет место в деятельности пожарных, военнослужащих, спасателей, скалолазов и др. Ее изучением занимается экстремальная психология.
Однако экстремальность условий или наличие определенной вероятности их появления присуща не только представителям указанных профессий. Работа машиниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы, авиадиспетчера и т. п. осуществляется в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и оперативного покоя до стрессовых состояний. Однако такие ситуации не сопровождают постоянно деятельность этих специалистов, а возникают лишь эпизодически. Изучением такой деятельности занимается психология труда в особых условиях. К сожалению, точная количественная мера, отделяющая особые условия от экстремальных, в психологии пока еще не определена .
Суть особых и экстремальных условий такова, что зачастую они существуют объективно и их принципиально невозможно изменить, что исключает возможность активного влияния на них и создания для работающего человека функционального комфорта.
Под воздействием внешних факторов и в зависимости от личностных характеристик у человека формируются те или иные психические состояния. Они весьма разнообразны, их интегральная характеристика в конкретных условиях деятельности называется функциональным состоянием. Функциональное состояние представляет собой характеристику состояний человека с точки зрения эффективности выполняемых им функций и задействованных в этом систем организма по критерию надежности и внутренней цены деятельности. Иначе говоря, функциональное состояние человека показывает, насколько он готов к выполнению той или иной деятельности, достаточно ли для этого резервов его организма и насколько они надежны[22]
Основными видами функциональных состояний являются:
1.2 Понятие готовность к деятельности в экстремальных условиях учащихся старших классов
Деятельность человека в экстремальных условиях определяется целым рядом факторов. Обобщая их, можно сделать вывод, что мобилизовать свои лучшие качества, выполнить стоящую задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физических усилий могут лишь те люди, которые характеризуются высоким уровнем психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и повышенной толерантностью к психологическому стрессу. Именно эти личностные характеристики являются в конечном итоге критериями оценки деятельности человека в чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимо более глубоко рассмотреть вопросы, связанные с их изучением и формированием.
Понятие психологической готовности понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие в психологии имеет несколько смысловых оттенков:
Психологическими предпосылками наступления готовности учащихся к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к учебе, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт и свои знания. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.
Состояние психологической готовности учащихся к деятельности в экстремальных условиях определяется прежде всего способностью человека к эмоциональной изоляции всего внеконтекстуального, а после этого - привыканием (адаптацией) к обстановке. Считается, что человек не может совершить ни одного действия, предварительно не пережив его эмоционально. Благодаря этому человек каждый раз как бы внутренне воспроизводит тот вид деятельности, который ему предстоит выполнить. Но именно эти переживания и оказываются самой уязвимой частью способности человека осуществлять сложные виды деятельности в наибольшей степени подвергаются отрицательному воздействию эмоционального стресса.
Исходя из этого, можно уточнить психологическую роль эмоционального стресса. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы дистанционно оценить условия протекания планируемой деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в экстремальных условиях в виде фактора, разрушающего это предварительное «эмоциональное планирование» (т. е. состояние временной готовности) и, следовательно, всю схему предстоящей деятельности (т. е. долговременной готовности)[26].
Таким образом, состояние психологической готовности учащихся имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых качеств личности и их соотношении с внешними условиями. В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение действий, необходимы для достижения стоящей цели. Это явление получило в психологии название установки.
Установка есть готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Она выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к событиям, фактам, идеям, другим людям. Различают позитивные, негативные и нейтральные установки. Их разновидностью является социальная установка (аттитюд). Она представляет собой общую ориентацию человека на тот или иной социальный объект. Эта ориентация предшествует действию и выражает предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.
Психология установки наиболее полно разработана в грузинской школе психологов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Согласно его учению, установка, являясь основным фактором регуляции поведения, возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения, с другой. При этом возникает некоторое целостное, динамическое состояние, которое определяет дальнейшее течение его деятельности и выражается в готовности к осуществлению определенных действий в настройке человека к их выполнению. Это состояние готовности и характеризуется как установка[29].
Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой конкретный фактор деятельности (мотив, цель, условия деятельности) направлена установка, выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операционных установок. Таким образом, из сказанного выше можно сделать два основных вывода:
Установку также можно рассматривать как своеобразную форму направленности личности, благодаря которой происходит объединение ее потребностей и ситуации, в которой они удовлетворяются. Установка - это состояние личности в момент ее динамической определенности, поскольку направленность сознания связана с начальной реакцией человека на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Поэтому характерным для явления установки является предрасположение субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении.
В школе Д. Н. Узнадзе установка является неосознаваемым состоянием, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление, т. е. считается, что установки всегда носят неосознаваемый характер. В дальнейшем это положение было учтено. Как известно, понятие остановки включает в себя два момента: формирование установки и ее актуализацию, т. е. реализацию в конкретной деятельности. Если формирование установки может носить как неосознаваемый, так и осознаваемый Характер, то реализация установки в деятельности всегда связана с волевым усилием. Следовательно, установки могут быть как неосознаваемыми, так и осознаваемыми. При этом неосознаваемые установки могут возникать как побочный продукт сознательной деятельности. Кроме того, возможны взаимопереходы, превращения одного вида установок в другой[29].
Подводя итог сказанному, мы можем говорить о готовности человека к действиям в экстремальных условиях, как интегральной характеристики - совокупности знаний, необходимых способов действий, мотивационных и волевых качеств личности, действиям снижающих воздействие экстремальных факторов.
1.3 Адаптация учащихся к экстремальным ситуациям
Готовность к деятельности в экстремальных условиях тесно связана с адаптационными возможностями человека. Адаптация (от лат. adaptio - прилаживание) это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологическая, психологическая, социальная[19].
Положительный эффект адаптации заключается в увеличении относительного соответствия поведения условиям новой среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создается возможность оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений в ее регуляции. В адаптивном поведении учащегося могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности. Отсюда ясно, что адаптация и готовность к деятельности связаны между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга.
Особенность адаптации к опасной обстановке состоит в том, что ее поддержание связано с волевыми усилиями. По этому поводу И. М. Сеченов писал: «Привыкнуть к страшному, к отвратительному не значит выносить его без всяких условий (это бессмыслица), а значит, искусно управлять усилием». Усилия необходимы для совершения действий в состоянии острого психического и нервного напряжения, усталости, неудовлетворенности, страха, которые могут возникать в опасной ситуации даже у стойкого человека, имеющего положительный опыт деятельности.
Адаптация - это процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека в соответствии с требованиями среды[19]. Однако возможность такой мобилизации и освоения новых условий у разных людей неодинаковы. Кроме того, следует учитывать, что адаптационные возможности учащегося далеко не безграничны.
Факторы адаптации можно разделить на две группы. К первой из них относятся те, которые связаны с особенностями личности самого человека. Это такие характеристики, как общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и другие психические процессы, исходное психическое состояние, возраст и т. п. Так, лица с медленной реакцией на внешние воздействия, спокойные, рассудительные (флегматики) с большим трудом приспосабливаются к сложным условиям, но их адаптация прочнее, чем у лиц, быстро и сильно реагирующих на окружающее, склонных к резким изменениям общего состояния (холерики, сангвиники). Совершенно иначе дело обстоит у меланхолика, который, попав в новые условия, совершенно теряется, он острее переживает события, склонен к преувеличению трудностей. Такие особенности темперамента не только замедляют процесс адаптации, но и снижают ее прочность. Ход и результаты адаптации зависят от уровня готовности к выполнению задачи и мотивации поведения личности.
Вторую группу составляют факторы, которые по отношению к личности существуют объективно: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример руководителей, коллектива, воспитательная работа и др. Адаптация к новой обстановке ускоряется, если предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями при их возникновении. Важным элементом подготовительной работы является также активизация общественных мотивов поведения, а также индивидуальных и коллективных установок людей. С физиологической точки зрения процесс адаптации заключается в выработке новых динамических стереотипов. Он формируется быстрее, если учащийся уже знаком с новыми ситуациями, например, с помощью тренировок.
Адаптационные реакции человека весьма разнообразны. Поэтому в теории психической адаптации различают такие понятия, как устойчивая адаптация, переадаптация, дезадаптация и реадаптация. Это позволяет не только охватить и обобщить множество разнообразных фактов, касающихся особенностей психической деятельности человека, но и более глубоко раскрыть сущность его адаптационных реакций как в обычных, так и в экстремальных условиях. Рассмотрим перечисленные понятия более подробно.
Под устойчивой адаптацией понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т. п., которые возникли в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требуют значительного нервно-психического напряжения. Такое понимание адаптации ассоциируется с понятиями нормы, здоровья. В этих условиях не происходит качественного изменения в физиологическом и психологическом состояниях человека. По этому поводу П. С. Граве и М. Р. Шнейдман пишут, что человек находится в адаптационном состоянии пока «его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации». С этой точки зрения основным признаком адаптации является плавное протекание регуляторных процессов, обеспечивающих равновесие организма как целого во внешней среде. Адаптированное поведение человека не требует от него выраженного напряжения регуляторных механизмов. Материальным субстратом такого состояния является, по терминологии И. П. Павлова, выработанный человеком динамический стереотип. Адаптация на психологическом уровне происходит в конкретных предметно-пространственных условиях: экологических, социальных, производственных и др.[26].
При длительном или сильном воздействии экстремальных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут больше обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность организма. При этом происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» сложившихся динамических стереотипов в центральной нервной системе, и наступает психическая дезадаптация, или кризис. В обычной жизни он может быть вызван разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, возможностью достижения поставленной цели, потерей близкого человека и т. п. Все это сопровождается отрицательными переживаниями, обусловливающими неспособность реально оценивать ситуацию и найти рациональный выход из нее.
При изменении условий существования человек в ряде случаев способен приспособиться к ним. В этом случае происходит психическая переадаптации. Она проявляется в выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие экстремальных (психогенных) факторов.
Особенности процесса переадаптации заключаются, во-первых, в формировании новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных условиях. Во-вторых, особенность данного процесса состоит в актуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмов на воздействие экстремальных факторов.
Психическая переадаптация нередко сопровождается нарушениями пространства и времени, появлением необычных психических состояний (тревожность, страх, эмоциональная лабильность, грезы, неустойчивость и др.), выраженными вегетативными сдвигами, установлением новой системы ценностей, изменением критериев суждений и т. п. Вновь сформировавшиеся динамические системы, регулирующие поведение человека и его активность, по мере увеличения времени пребывания в измененных условиях превращаются в стойкие стереотипы. Прежние адаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях, забываются и утрачиваются.
При возвращении учащегося из измененных в обычные условия сложившиеся новые динамические стереотипы разрушаются и возникает потребность восстановить прежние. Происходит процесс психической реадаптации, реабилитации. Чем длительнее срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация.
Обобщая сказанное, отметим, что в процессе адаптации, ее последующей переадаптации и реадаптации можно выделить следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психологических феноменов. Такими этапами являются: подготовительный; стартового психического напряжения; острых психических реакций входа; переадаптации; завершающего психического напряжения; острых психических реакций выхода; реадаптации. В происхождении и развитии необычных психических состояний, характеризующих адаптационные процессы, четко прослеживается адаптация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в течение жизни человека или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения в протекании психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций входа и выхода); активная деятельность личности по выработке защитных реакций (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации)[28].
Подавляющее большинство из этих состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий деятельности. В то же время при увеличении времени пребывания в измененных условиях и сильном воздействии экстремальных факторов, а также при недостаточной нервно-психической устойчивости, высокой ригидности и тревожности и при отсутствии мер психопрофилактики эти реакции и состояния могут перейти в разряд патологических. В. И. Лебедев выделяет четыре критерия, с помощью которых необычные, но еще нормальные (псевдопсихопатологические) реакции и состояния отграничиваются от патологии .
Это, во-первых, выраженная «понятность» связи с окружающей средой. Такие психологически понятные связи свидетельствуют о сохранении личности и не являются непосредственным выражением психопатологического процесса. Во-вторых, псевдопсихопатологические реакции и состояния отличаются от патологии кратковременностью. В-третьих, по отношению к ним, как правило, сохраняется критичность, возникают сомнения в их реальности. В-четвертых, если учащийся во время нахождения в необычных условиях был убежден в реальности какого-либо явления или представления о нем, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от него, следуя логическому объяснению окружающих. Большинство из указанных необычных психических состояний у здоровых людей могут рассматриваться как модели симптомов и синдромов, развивающихся при возникновении нервно-психических заболеваний.
Рассмотренная последовательность смены этапов психической адаптации не всегда носит строго однозначный и прямолинейный характер. Так, при определенных обстоятельствах этап переадаптации может смениться этапом глубоких психических изменений, между ними существует промежуточный этап, называемый неустойчивой психической деятельностью. Необычные психические состояния, возникающие на этом этапе, позволяют раскрыть особенности протекания психических процессов на границе между психической нормой и патологией. В зависимости от конкретных условий обстановки и индивидуальных качеств человека этап неустойчивой деятельности может в итоге смениться этапом реадаптации, либо перейти в этап глубоких психических изменений.
Глава 2. Организация научно - исследовательской работы, по формированию готовности учащихся старших классов к экстремальным ситуациям
2.1 Методики изучения готовности старшеклассников к действиям к экстремальным ситуациям
1. Диагностики состояния стресса
Диагностическая цель: Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам (приложение 1).
2. Шкала нервно-психического напряжения
Диагностическая цель: Изучить степень нервно-психической напряженности. При этом, под нервно-психической напряженностью понимается психическое состояние обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха и включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.
Шкала разработана Т. А. Немчиным (из книги Т. А. Немчин. «Психические состояния». - Л., 1981).
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам (приложение 2).
3. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина
Диагностическая цель: Определение уровня ситуативной (проявляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.
В 1966-1973 годах Ч. Д. Спилбергер разработал группу личностных опросников, направленных на изучение тревожности. Согласно концепции Спилбергера следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Соответственно, тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не располагают. На сегодняшний день широкое распространение получил русскоязычный вариант методики Спилбергера, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику Спилбергера. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования. По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ... ».
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам (приложение 3).
Изучать готовность старшеклассников к действиям в экстремальной ситуации, необходимо так же при помощи: опросов, самостоятельных и контрольных работ на уроках ОБЖ по темам связанным с чрезвычайными ситуациями; На уроках физической культуры у учащихся необходимо проверять их физическую подготовку, изучая те показатели, которые могли бы помочь учащимся при чрезвычайной ситуации.
2.2 Внедрение в образовательный процесс программы «Формирование готовности учащихся старших классов к экстремальным ситуациям»
Задачи программы:
Содержание программы базируется на основных принципах и задачах безопасности жизнедеятельности;
В данную программу входят теоретические и практические занятия, которые проводятся в ситуации, что ученик сам «спасатель»
Тема 1. Характеристика личности спасателя, ее психологические свойства, психические состояния и способы влияния на них
Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Психологические свойства личности спасателя. Проблема направленности личности и различные точки зрения на нее. Структура направленности личности спасателя (потребности, мотивы, цели, установка, перспективы). Виды направления (зрелость, широта, интенсивность, устойчивость, действенность) личности спасателей. Темперамент как одно из важных психических свойств личности спасателя. Сферы проявления, концепции темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), их отражение на профессиональной деятельности спасателя. Понятие характера. Его определение и возникающие в связи с этим проблемы. Определение способности. Проявление способности в профессиональной деятельности спасателя.
Занятие 2. Практическое - 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью определения уровня развития профессионально важных качеств спасателей, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения, не снижая при этом качества решения служебно-боевых задач, развитие внимательности, бдительности, разумной осторожности, находчивости, быстроты реакции и других психологических качеств, умений, навыков.
Тема 2. Психологическая подготовка спасателей к действиям в ЧС
Занятие 1. Практическое - 2 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в ЧС, индивидуальные особенности - факторы определяющие психологическую устойчивость спасателя. Понятие психической готовности к действиям в ЧС. Физические и психологические резервы организма, условия их мобилизации. Основные направления формирования психологической готовности к решению специальных задач по ликвидации последствий стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, сель, оползень, лесной пожар); отработка действий на моделях; тренировка оперативного мышления; развитие волевых качеств; совершенствование способов действий в реальных ЧС. Метод психологической подготовки к действиям при ликвидации последствий стихийных бедствий. Проведение тренировок в обстановке, максимально приближенной к реальной, в экстремальных погодных, и климатических условиях на учебных местах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымленности. Создание игровых ситуаций по спасению пострадавших из-под завалов, тушение загорания на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении, полосы морально-психологической подготовки.
Занятие 2. Практическое - 2 часа. Пути формирования психологической готовности спасателей к ликвидации последствий производственных аварий, решению задач по ликвидации последствий катастроф на транспорте; накопление опыта острых эмоциональных воздействий при работе с ранеными, погибшими; развитие способности переносить интенсивные и длительные физические нагрузки, способности противостоять страху и панике, готовности совершать самоотверженные поступки.
Совершенствование методов развития психологической готовности к действиям при ликвидации последствий производственных аварий. Создание на учебном месте условий максимально приближенных к реальным (задымление, огонь, имитация химически опасных веществ), создание моделей катастроф на транспорте. Тренировка способности действовать в условиях дефицита времени, изменяющейся обстановке. Выработка навыков эффективного внутригруппового взаимодействия.
Занятие 3. Практическое - 2 часа. Пути формирования психологической готовности спасателей к действиям по ликвидации последствий в различных очагах поражения (радиационном, химическом, биологическом). Накопление опыта острых эмоциональных состояний при спасательных работах в очагах поражения. Развитие способности противостоять страху. Развитие волевых качеств. Ознакомление с обстановкой, которая может сложиться в очагах поражения. Методы психологической подготовки спасателя к действиям в очагах поражения. Проведение занятий в условиях применения комбинированного воздействия огня, дыма, имитации химических веществ. Преодоление полосы морально-психологической подготовки в средствах индивидуальной защиты. Проведение тестов на эмоционально волевую сферу спасателя.
Тема 3. Психическая саморегуляция как средство повышения эффективности деятельности в экстремальных условиях. Психологическая реабилитация
Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Влияние ЧС на психику спасателя. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение спасателя. Способы преодоления стресса. Пути повышения психологической устойчивости спасателя к деятельности в ЧС. Психофизиологические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в ЧС. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам волевой саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Занятие 2. Практическое - 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировок. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков к быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Занятие 3. Групповое - 2 часа. Понятие стресса, напряжения, утомления, переутомления, нервного срыва, депрессии. Методика восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия; питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологнческие изменения в организме.
Тема 4. Деловая игра
Занятия 1 и 2. Практические - по 2 часа. Проведение деловой игры по отработке действий спасателей в ЧС. Характеристика района ЧС. Моделирование возможных причин и последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в районе. Отработка реабилитационных мероприятий в ходе профессиональной деятельности спасателей на стадии подготовки к выполнения ПСР; в процессе выполнения ПСР; после вывода населения из зоны ЧС; после завершения ПСР. Разбор действий и ошибок спасателей при проведении деловой игры.
Как повысить устойчивость к стрессу
Антистрессовая подготовка
Курс тренировки, направленной на повышение устойчивости к стрессу и снижение утомляемости, состоит из 5 получасовых тренировочных занятий, выполняемых в удобное для каждого время, но начинать курс профилактики следует не до, а после рабочего дня.
Уже после 3-го или 4-го занятия вырабатываются навыки не только для снятия нервного перенапряжения, но и для эффективной мобилизации, повышается способность лучше контролировать себя в ответственных стрессовых ситуациях и преодолевать большие эмоциональные, умственные или физические нагрузки с меньшим ущербом для здоровья.
Для антистрессовой подготовки используются те же ключевые «идеомоторные» приемы, однако арсенал курса предполагает их большее разнообразие для более быстрого и эффективного подбора индивидуального ключа.
«Идсомоторные» приемы можно использовать не только для снятия нервного перенапряжения и расслабления, но и как тест «на зажатость», с помощью которого всегда можно быстро проверить себя на степень нервной напряженности.
Эффективность курса обеспечивается дополнительным включением специального раскрепощающего упражнения «Сканирование», помогающего основной «идеомоторной» тренировке, и саму «идсомоторную» тренировку используют уже не только как приемы для снятия напряжения, расслабления или мобилизации, а как базовый психофизиологический фон для выработки навыков саморегуляции.
Тест на зажатость
Когда требуется оценить свою исходную нервную зажатость (степень стресса), достаточно использовать любой из трех вышеописанных «идеомоторных» приемов. Например, встаньте и вытяните руки перед собой, мысленно представьте, что ваши руки начинают плавно расходиться в стороны. Если они не подчиняются вашей воле, значит, связь между волей и организмом нарушена повышенной нервной напряженностью. Следует сделать несколько раскрепощающих легких разминочных упражнений.
Упражнение «Сканирование»
Это упражнение содержит специальную последовательность повторяемых цикличных механических движений, которые позволяют выявить именно то движение, которое в большей степени подходит для вашего раскрепощения.
Выработка психологической устойчивости
Выполняя «идеомоторные» приемы из раздела «Как снять стресс. Реабилитация», следуйте двум правилам.
1. Если реализации желаемого «идеомоторного» движения препятствует нервное напряжение, сделайте короткий вдох - выдох.
2. Достигнув состояния расслабления, начните вырабатывать навыки устойчивости к стрессу. Мысленно представьте себе образ стрессового раздражителя, который лишает вас уверенности в себе, выбивает вас из колеи, и по отношению к которому вы стремитесь повысить свою психологическую устойчивость (страх, от которого надо избавиться, беспокойство перед предстоящим экзаменом, встречей с неприятным человеком, выступлением, соревнованием и т.д.). При этом следите за ответной реакцией организма, которая может проявиться в виде различных «нервных» ощущений («ватные» ноги, мелкая дрожь, изменение дыхания, сердцебиение и др.). Снимите стресс коротким вдохом-выдохом, растворите возникшие неприятные ощущения с помощью удобных для вас приемов, физических упражнений. Повторите эту процедуру 2- 3 раза.
Уже после 2- 3 повторений упражнения образ раздражителя перестает вызывать нежелательную стрессовую реакцию организма не только во время тренировки, но и в реальной жизни Ваша психологическая устойчивость повысилась. Кроме того, вы заметите, что стали меньше уставать и гораздо успешнее преодолеваете различные стрессовые ситуации, быстрее овладеваете собой.
ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ЧС
Цель тренинга - обучение навыкам саморегуляции и преодоления стресса в условиях нестабильности, профилактика профессиональных выгораний в период кризиса и ЧС, развитие навыков регуляции состояний, повышение эффективности и продуктивности в работе.
Программа тренинга:
Эффект тренинга:
В результате тренинга участники
2.3. Определение уровня эффективности представленной программы
В эксперименте участвовали учащиеся 9-11 классов МОУ Николаевской СОШ, Саракташского района в количестве 24 человек.
Исследуя уровень тревожности у участников эксперимента на констатирующем этапе, определено, что они отнесены в основном к высокому, что составляет (25%) и очень высокому уровню (41%), (рис.3).
Тревожность как негативный мотивационный фактор, воздействующий на успешность продвижения к разрешению проблемной ситуации, негативна лишь при соответствующей отрицательной установке и личностной значимости ситуации. ВС. Мерлин утверждал, что «благодаря тревожности становиться все более возбудимыми и все более сильными мотивы, связанные с эмоциями (страх наказания, неудачи, порицания и т.д.).
Тревожность у детей имеет следующие характеристики - их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают о себе, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах
Исследуя поведения в конфликтной ситуации, мы выяснили, что, классе большой процент относится к форме поведения « избежание», т.е. учащимся проще избежать и приспособится к ситуации, чем решить ее.
Отсутствие стремления к сотрудничеству, так и отсутствие стремления к достижению собственных целей, и, как следствие, отсутствие тенденции к компромиссу (рис.4).
Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. При избежание и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.
Выявление стрессоустоичивости у учащихся показало, к типу А в группе относятся 16 человек (62%), а типу Б 8 человека (38%) (рис.5).
Выявляя шкалу самооценки в классе, мы выяснили, что преобладает тип с повышенным уровнем тревожности, что и объясняет необходимость проведения специальной программы по развитию психологической устойчивости учащихся к экстремальным ситуациям (рис 6).
В функции средств самооценки могут вступать два типа: когнитивные (Я - концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в том числе и сама самооценка) может быть им самооценен, то есть содержательное поле самооценки бесконечно.
После проведения программы «Развитие психологической устойчивости учащихся к экстремальным ситуациям», мы определили эффективность и ее практическую значимость.
Как видно из полученных данных (рис.7) уровень тревожности в классе снизился в 2 раза, что составляет низкий уровень -14 учащихся (54%), а средний 8-учащихся (46%).
В данном классе, формы поведения в конфликтной ситуации перешли в сотрудничество и компромисс.
Тактика "Компромисс" - стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например неудовлетворенность "половинчатыми решениями". Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.
Тактика "Сотрудничество" - поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы".
Как видно из диаграммы (рис 9), что преобладает тип А (75%), что свидетельствует об устойчивости к тревожности, стрессам.
Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях.
Выявляя уровень самооценки у учащихся после проведения программы он изменился в позитивную сторону, уровень тревожности снизился, школьники стали более уверенней в себе. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая Самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными. Самооценка разного уровня устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.
Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
Выводы
Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Заключение
Готовность учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях есть личностное образование совокупности специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, позволяющих эффективно противодействовать экстремальным условиям, возникающим в процессе жизнедеятельности.
Предложенная программа повышения готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях включает содержательную характеристику готовности и систему организационных, психологических, методических и педагогических условий.
Также , достижение оптимального уровня готовности учащихся старших классов к экстремальным ситуациям связано с организацией учебного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», основанного на моделировании реальных наиболее типичных экстремальных ситуаций, которые систематически имитируются и создаются на занятиях.
Таким образом в ходе изучения мы подразумеваем такие результаты, как:
Список использованной литературы
Приложение 1
Диагностики состояния стресса
Инструкция: «Обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно».
Текст опросника
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости
и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома сплошные - сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0-4 балла - означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5-7 баллов - умеренный уровень; 8-9 баллов - слабый уровень.
Интерпретация результатов
Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.
Приложение 2
Шкала нервно-психического напряжения
Инструкция: «Оцените свое состояние. Для этого отметьте галочкой те строки, которые соответствуют признакам, имеющим место у вас в последнее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть только одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».
Текст шкалы
ФИО (указываются по желанию)________________
Пол ________________Возраст__________________
Профессия, род занятий________________________
Характер ситуации и деятельности (может указываться экспериментатором)______________
1. Наличие физического дискомфорта
1. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.
2, Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.
3. Наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.
2. Наличие болевых ощущений
1. Полное отсутствие каких-либо болей.
2. Болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе.
3. Имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
3. Температурные ощущения
1. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.
2. Ощущение тепла, повышения температуры тела.
3. Ощущение похолодания тела, конечностей, «озноб».
4. Состояние мышечного тонуса
1. Обычный, неизмененный мышечный тонус.
2. Умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения.
3. Значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор (дрожание).
5. Координация движений
1. Обычная, неизмененная координация движений.
2. Повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма.
3. Ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
6. Состояние двигательной активности в целом
1. Обычная, неизмененная двигательная активность,
2. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений.
3. Резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте; суетливость» постоянное стремление ходить, изменять положение тела.
7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы
1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца.
2. Ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе.
3. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце.
8. Проявления: (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта
1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе.
2. Появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное «урчание в животе».
3. Выраженные неприятные ощущения в области живота - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.
9. Проявления со стороны органов дыхания
1. Отсутствие каких-либо ощущений.
2. Увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе.
3. Значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок» в горле.
10. Проявления со стороны выделительной системы
1. Отсутствие каких-либо изменений.
2. Умеренная активизация выделительной функции - несколько более частое появление желания воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздерживаться (терпеть).
3. Резкое учащение желание воспользоваться туалетом или невозможность воздерживаться, наличие сильных позывов к мочеиспусканию и др.
11. Состояние потоотделения
1. Обычное состояние потоотделения, без каких-либо изменений.
2. Умеренное усиление потоотделения.
3. Появление обильного холодного проливного пота.
12. Состояние слизистой оболочки рта
1. Обычное состояние, без каких-либо изменений.
2. Умеренное увеличение слюноотделения.
3. Ощущение сухости во рту.
13. Окраска кожных покровов
1. Обычная окраска кожных покровов лица, шеи, рук.
2. Покраснение кожи лица, шеи, рук.
3. Побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей мраморного (пятнистого) оттенка.
14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражи телям
1. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.
2. Умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее основной работе.
3. Резкое обострение чувствительности, отвлекае-мость, фиксация на посторонних раздражителях.
15. Чувство уверенности в себе, в своих силах
1. Обычное, неизмененное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях.
2. Повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе.
3. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
16. Настроение
1. Обычное, неизмененное настроение.
2. Приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой.
3. Сниженное настроение, чувство подавленности.
17. Особенности сна
1. Нормальный, обычный сон без каких-либо изменений по сравнению с предшествующим периодом времени.
2. Хороший, полноценный, крепкий освежающий сон накануне.
3. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.
18. Особенности эмоционального состояния в целом
1. Отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств.
2. Чувство озабоченности, повышенной ответственности за выполняемую работу, появление «азарта», положительно окрашенной «злости».
3. Чувство отчаяния, страха, паники.
19. Помехоустойчивость
1. Обычное состояние, без каких-либо изменений.
2. Повышение устойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей.
3. Значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.
20. Особенности речи
1. Обычная, неизмененная речь.
2. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса и ускорение речи без ухудшения ее качественных характеристик (грамотности, логичности).
3. Нарушения речи - появление слишком длинных пауз, запинок, заикания, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос.
21. Общая оценка психического состояния
1. Обычное, неизмененное состояние.
2. Чувство собранности, повышенной готовности к работе, мобилизованность, подъем душевных и моральных сил, высокий психический тонус.
3. Чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса.
22. Особенности памяти
1. Обычная, неизмененная память.
2. Улучшение памяти - легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент.
3. Ухудшение памяти.
23. Особенности внимания
1. Обычное, без каких-либо изменений внимание.
2. Улучшение способности к сосредоточению внимания, отвлечение от посторонних дел.
3. Ухудшение внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, отвлека-емость.
24. Сообразительность
1. Обычная, без каких-либо изменений сообразительность.
2. Повышение сообразительности, находчивость.
3. Ухудшение сообразительности, растерянность.
25. Умственная работоспособность
1. Обычная, неизмененная умственная работоспособность.
2. Повышение умственной работоспособности.
3. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
26. Явление психического дискомфорта
1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психической сферы в целом.
2. Единичные, слабо выраженные и не мешающие работе изменения психической деятельности, либо, напротив, - чувство психического комфорта, приятные переживания и ощущения.
3. Резко выраженные, многочисленные и серьезно мешающие работе нарушения со стороны психической деятельности.
27. Степень распространенности признаков напряжения
1. Единичные и слабые признаки, на которые не следует обращать внимания.
2. Отчетливо выраженные признаки напряжения, которые не только не мешают деятельности, а, напротив, способствуют ее успешности и продуктивности.
3. Большое количество разнообразных неприятных проявлений напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны многих частей тела, органов дыхания и систем.
28. Оценка частоты возникновения напряжения
1. Напряжение не развивается практически никогда.
2. Напряжение развивается только при наличии реально трудных ситуаций.
3. Напряжение развивается часто и нередко без достаточных на то причин.
29. Оценка продолжительности состояния напряжения
1. Весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает, еще до того, как миновала сложная ситуация.
2. Продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, но прекращается вскоре после ее окончания.
3. Большая продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени по прошествии сложной ситуации.
30. Общая оценка степени выраженности напряжения
1. Полное отсутствие или весьма слабое напряжение.
2. Умеренно выраженное напряжение.
3. Резко выраженное, чрезмерное напряжение.
Обработка результатов
После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта 1, начисляется 1 балл, против пункта 2 - 2 балла, пункта 3 - 3 балла.
Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное -90. Диапазон слабого нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного - от 51 до 70 баллов и чрезмерного - от 71 до 90 баллов.
Интерпретация результатов
Слабая нервно-психическая напряженность характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.
Умеренная нервно-психическая напряженность характеризуется явно выраженным состояние дискомфорта, наличием тревоги, готовностью действовать в соответствии с условиями ситуации, что может свидетельствовать о значимости ситуативных условий, высокой степени мотивации субъекта.
Чрезмерная нервно-психическая напряженность характеризуется наличием сильного дискомфорта, тревоги, переживанием страха, готовностью овладеть ситуацией (однако, зачастую, невозможностью реализовать эту готовность), что, скорее всего, может являться следствием наличия фрустраций и конфликтов в сфере значимых отношений личности.
Приложение 3
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина
Процедура проведения
Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния - оценки ситуативной тревожности (СТ). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин.- Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.
Тексты методики
Инструкция к первой части шкалы. «В зависимости от самочувствия в данный момент, напротив утверждения, напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» - совершенно верно».
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Вы спокойны |
|
|
|
|
|
2. Вам ничто не угрожает |
|
|
|
|
|
3. Вы находитесь в напряжении |
|
|
|
|
|
4. Вы испытываете сожаление |
|
|
|
|
|
5. Вы чувствуете себя свободно |
|
|
|
|
|
6. Вы расстроены |
|
|
|
|
|
7. Вас волнуют возможные неудачи |
|
|
|
|
|
8. Вы чувствуете себя отдохнувший человеком |
|
|
|
|
|
9. Вы встревожены |
|
|
|
|
|
10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения |
|
|
|
|
|
11. Вы уверены в себе |
|
|
|
|
|
12. Вы нервничаете |
|
|
|
|
|
13. Вы не находите себе места |
|
|
|
|
|
14. Вы взвинчены |
|
|
|
|
|
15. Вы не чувствуете скованности и напряжения |
|
|
|
|
|
16. Вы довольны |
|
|
|
|
|
17. Вы озабочены |
|
|
|
|
|
18.´Вы слишком возбуждены и вам не по себе |
|
|
|
|
|
19. Вам радостно |
|
|
|
|
|
20. Вам приятно |
|
|
|
|
|
Инструкция ко второй части шкалы: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и запишите подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» - почти всегда)».
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Вы испытываете удовольствие |
|
|
|
|
2. Вы быстро устаете |
|
|
|
|
3. Вы легко можете заплакать |
|
|
|
|
4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие |
|
|
|
|
5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения |
|
|
|
|
6. Вы чувствуете себя бодрым человеком |
|
|
|
|
7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны |
|
|
|
|
8. Ожидание трудностей очень тревожит вас |
|
|
|
|
9. Вы слишком переживаете из-за пустяков |
|
|
|
|
10. Вы бываете вполне счастливы |
|
|
|
|
11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу |
|
|
|
|
12. Вам не хватает уверенности в себе |
|
|
|
|
13. Вы чувствуете себя в безопасности |
|
|
|
|
14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей |
|
|
|
|
15. У вас бывает хандра, тоска |
|
|
|
|
16. Вы бываете довольны |
|
|
|
|
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас |
|
|
|
|
18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть |
|
|
|
|
19. Вы уравновешенный человек |
|
|
|
|
20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах |
|
|
|
|
Обработка результатов
Обработка полученных материалов осуществляется следующим образом.
Ситуативная тревожность (СТ) определяется по формуле:
СТ = ∑1-∑2 + 35,
где ∑1 - сумма чисел при ответе на утверждения №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 - сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по формуле:
ЛТ =∑1 -∑2 + 35,
где∑1 - сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑2 - сумма чисел при ответе на утверждения №№ 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.
Результаты оцениваются обычно в градациях:
20 - 30 баллов - низкий уровень тревожности;
31 - 45 баллов - средний уровень тревожности;
46 баллов и более - высокий уровень тревожности.
При необходимости контроля за состоянием тревожности и за состоянием психодинамики личности, изменяющимися в ходе длительного обследования, а также при необходимости подобного контроля в «пилотажных» исследованиях применяется сокращенный вариант определения реактивной (ситуативной) тревожности (РТ).
Инструкция: «В зависимости от самочувствия в данный момент напротив утверждения напишите наиболее подходящую для вас цифру: «1» -нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» - совершенно верно».
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Я чувствую себя свободно |
|
|
|
|
2. Я нервничаю |
|
|
|
|
3. Я не чувствую скованности |
|
|
|
|
4. Я доволен |
|
|
|
|
5. Я озабочен |
|
|
|
|
Показатель реактивной тревожности (РТ) высчи-тывается по формуле:
РТ =∑1 - ∑2 + 15,
где ∑1 - сумма чисел при ответе на утверждения №№ 2, 5;
∑2 - сумма чисел при отйете на утверждения №№ 1, 3, 4.
Величина показателя меняется от 5 до 20. Соответственно, чем выше показатель, тем выше уровень реактивной тревожности.
Интерпретация результатов
При интерпретации результатов особое внимание уделяется пиковым значениям. Низкие значения уровня тревожности свидетельствуют о сниженном чувстве ответственности и необходимости обратить внимание на мотивы деятельности, выполняемой человеком. В некоторых случаях низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «социально желательным». Высокие значения уровня тревожности предполагают склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности и свидетельствуют о необходимости снизить субъективную значимость ситуации, перенести акцент на осмысление деятельности. Высокая личностная тревожность характеризуется также устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами.
Высокое ситуативное состояние тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Это вызывает нарушение внимания, нарушение тонкой координации.
Понятие ситуативной - (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Как отмечает О. П. Елисеев, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно: