Агрессивность и агрессивное поведение в современной жизни являются чуть ли не одними из самых важных проблем, обсуждаемых в мире. В современной науке изучены и описаны разные аспекты феномена агрессии, но проблема была и остается очень важной - целый ряд вопросов еще мало разработан. Так, проблема восприятия агрессивного поведения и агрессивности, на наш взгляд, довольно сложная, но почти не изученная. А зачастую при восприятии агрессивного поведения происходит ошибка атрибуции - приписывания враждебных качеств личности, которая может таковой не являться. Ведь понятия "агрессия" и "агрессивность" не синонимичны, из чего следует, что не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности и агрессивность как свойство личности не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.
Итак, агрессивность (опираясь на разработанные П. Ковалевым и Е.П. Ильиным в своем исследовании данные понятия, 1998) мы определяем как комплексное свойство человека, в котором заключена повышенная конфликтность и готовность к агрессивному поведению, и способствующее совпадению потребности и цели насильственного поведения. Агрессия - специфическое поведение, выраженное в конкретном акте насилия в физической или вербальной активности, направленное или непосредственно на объект агрессии, или на замещающий его, нарушающее нормы данного общества и наносящее как физический, так и моральный ущерб для жертвы агрессии. В нашем исследовании наибольший интерес представляет подростковый возраст и проблема восприятия агрессивности в этом возрасте. Подростковый период онтогенеза - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. В психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах "трудный", "критический", "конфликтный". Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков, как пишет Л.М. Семенюк [3], дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями и чувствами, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит или не знает иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. То есть в подростковой среде в силу сложности противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивности.
Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение всех форм агрессивного поведения на две группы:
Поэтому ведущей задачей педагога является определение доминирующих мотивов агрессивного поведения, его направленности.
Для работы с агрессивными детьми необходимо знать их характерологические особенности: воспринимают большой круг ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним; сверхчувствительны к негативному отношению к себе; заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение; всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины либо вина проявлена очень слабо; склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию; в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии; слабо развит контроль над своими эмоциями; слабо осознают свои эмоции, кроме гнева; боятся непредсказуемости в поведении родителей; имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание; не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации); положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу [2, С. 6].
Для определения особенностей восприятия агрессивности подростков мы составили таблицу, где выделили следующие черты характера, которые, с нашей точки зрения, могли бы отвечать за готовность к агрессивному поведению и провоцировать конфликт: несдержанность, обидчивость, вспыльчивость, нетерпимость, мстительность. Наибольший балл по всем агрессивным свойствам приписывают другим подростки 5-х и 6-х классов, чуть меньше, но достаточно высокий - 9-х классов, далее - 7-х и 8-х, и значительно ниже остальных - 10-11-х классов. Как мы сообщали ранее, учащиеся 10-11-х классов себе приписывают больший балл агрессивности, тогда как 5-9-х классов - окружающим. Мы предполагаем, что с возрастом в оценке окружающих оценивающие становятся более осторожными, чем в оценке себя.
Что же касается агрессивных свойств, то здесь стоит остановиться подробнее. Суммарные показатели по всем возрастам следующие: Больше всего оценивающие выделяют такое свойство, как обидчивость, особенно превалирующее в 5-х классах (учащиеся этого возраста приписывают сверстникам больший балл именно по этому свойству), и далее, от 6-х до 11-х балл обидчивости соответственно снижается. Наименьший же балл из всех свойств приписывается мстительности, но здесь просматривается та же тенденция: более всего этот балл в 5-6-х классах, а к 11-му он сильно снижается. Еще одним из наиболее выбираемых свойств агрессивности во всех возрастах является вспыльчивость, затем несдержанность и лишь затем - нетерпимость.
Несомненно, каждый возраст в выборе и восприятии агрессивных свойств личности представляет собой отдельный интерес и требует большего рассмотрения и дальнейшего изучения, о чем мы предполагаем написать в последующих публикациях.
Литература: