ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

На сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем.

В соответствии с критериями готовности образовательного учреждения к введению и реализации ФГОС НОО нового поколения школа должна быть укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к работе в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения [3; 6].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Также в школе должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся [2; 10].

Подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не посещавший детский сад, лишенный квалифицированной подготовки к школе, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах [4].

В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта многие педагоги малокомплектных сельских школ столкнулись с рядом проблем. Образовательные учреждения данного типа наиболее остро переживают проблемы реализации ФГОС НОО.  Новость о введении стандартов второго поколения наделала много шума в нашей стране и буквально взорвала форумы различных сайтов и порталов, занимающихся проблемами педагогики. Почитав множество комментариев по тем или иным вопросам в Интернете, касающихся ФГОС НОО, исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство сельских малокомплектных школ в процессе внедрения стандартов второго поколения.

Во-первых, это конечно же проблема материально-технического оснащения образовательного учреждения. Зачастую в сельских школах вместо современных компьютеров и ноутбуков в классе стоит списанная оргтехника. Если все же имеется рабочий компьютер, выход в Интернет чаще отсутствует. Комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС либо вообще отсутствуют, либо организованы в библиотеках, читальных залах школы. Стоит ли говорить о недостатке дидактического и раздаточного материала, когда база кабинетов начальных классов состоит из наглядности, пережитых еще советскую школу? Можно лишь сказать, что материальная база сельских школ требует большой финансовой поддержки.

Во-вторых, это сложности в формировании универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно. Так как ФГОС ввели повсеместно с 2011/2012 учебного года, то учителю придется работать не только с разными классами, но и по разным стандартам.

В-третьих, это наполняемость классов. В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе.

В-четвертых, нужно выделить трудности с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают только 4-6, в некоторых школах она вообще отсутствует в связи с недостатком материальных средств на оплату учителю внеурочной деятельности.

В-пятых, это ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона [1, 6].

Также необходимо отметить, что для полноценной реализации ФГОС НОО требуется соответствующая квалификация педагогов, поэтому все учителя, работающие по новому образовательному стандарту, обязательно должны пройти курсы повышения квалификации, т.к. могут возникнуть трудности с оформление и ведением документации в условиях ограниченных внешних методических ресурсов [5].

Решение данных проблем поможет полноценной реализации ФГОС в условиях сельской школы, обеспечивающих развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

 

Литература:

  1. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8
  2. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
  3. Дашковская О. Готова ли начальная школа к новым стандартам? // Первое сентября. - 2010. - №04. с. 6-7
  4. Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242
  5. Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // Портал Система образования Омской области: URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb
Просмотров работы: 9