ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Закончена начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль - роль школьника освоена успешно. Начало школьного обучения - серьезный момент в жизни любого человека. К этому событию большинство семей готовятся серьезно и ответственно.

   Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент - переход в среднюю школу - в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.

   В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

   Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего" в начальной школе на "самого маленького" в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

   Очень  важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от того, насколько ребенок готов к школьному обучению в средней школе, зависит  качество всего дальнейшего учения

Готовность к обучению в средней школе.

Как избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что это возможно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Необходимо выделить следующие составляющие такой готовности:

- Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

- Новообразования младшего школьного возраста:

  • произвольность - способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
  • рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
  • мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
  • способность к саморегуляции;

- Качественно иной тип взаимоотношений (более "взрослый") с учителями и одноклассниками;

- Ведущая деятельность (начальное звено - учебная деятельность, среднее звено - межличностные отношения).

Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызывать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях и вполне приличные, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные. Поэтому школьному психологу необходимо учитывать и содержание этих переживаний, и их адекватность.

Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассника.

Пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Данный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и педагогов. Особенно острыми они бывают в первом полугодии пятого класса, когда процесс  адаптации  учителей и учащихся идет наиболее интенсивно.

Первые дни пятиклассника в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т. к. резко изменяется образ жизни, увеличивается, и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителей и родителей. В связи с этим возможно возникновение определенных адаптационных затруднений.

Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение пятиклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их развитию.

В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения, и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более взрослую позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни. Существуют психологические особенности, служащие почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.

Процесс перехода заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту неновую проблему. Сложность проблемы преемственности обучения школьников заключается в том, что ученики в 5 классе снижают показатели обученности, встречаются с большим количеством предметов, требований, учителей, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяющих в образовательном процессе различные технологии.

Поэтому обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы определенных учебных знаний и учебных действий. Это педагогическая сторона проблемы.

Большое значение имеет единство и преемственность учебных требований в начальной школе и среднем звене. Расхождение требований может привести к снижению успеваемости, к созданию так называемого смыслового барьера и расхождению между отрицательной оценкой со стороны учителей и положительной самооценкой школьника.

 Следует отметить: там, где соблюдается преемственность в работе учителей начальных классов и учителей-предметников, процесс адаптации учащихся к обучению в среднем звене идет более успешно. Эффективность этой работы зависит от слаженной работы всего педагогического коллектива школы.

Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации.

По результатам наблюдений педагога начальной школы и психодиагностических исследований готовится не только характеристика каждого класса, но и развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 4-го класса. В ней психолог, учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы с учебной деятельностью, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т.п.), составляется коррекционная психолого-педагогическая программа.

Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается в 5-м классе. Основная его задача состоит в изучении степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.

 Перед началом учебного года психологом совместно с классным руководителем разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.

 Таким образом, правильно  выстроенная работа по устранению трудностей  адаптационного периода находит положительные отклики не только у учащихся, но и  учителей и их родителей.

Просмотров работы: 17