УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Одна из наиболее ярких особенностей человека - его способность говорить. Слово - важнейший фактор существования психики человека. Общество распадается без общения. Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Поэтому очень важно учителям развивать в детях коммуникативные качества личности.  Особенно важна коммуникация в начальной школе, в ведь именно в этом возрасте можно «задать ритм общения» на всю дальнейшую жизнь.

Так что же такое коммуникация? В словаре Ожегова дается следующее определение: «Сообщение, общение». В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» дается более широкое определение: «(лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)».

Одна из задач учителя начальных классов - работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий.  Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Окружающий мир». В своей работе учитель может использовать различные виды учебных заданий. Нами была разработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД. Ниже приведены примеры некоторых из них.

  1. Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.
  2. Используя различные источники информации, найди вместе со взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню Рождения. Нарисуй его.
  3. Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».
  4. Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Выслушай ответы одноклассников.
  5. Изучая тему «Звездное небо» модно предложить следующее задание: Под каким зодиакальным созвездием ты родился? Узнай кто из твоих одноклассников тоже родился под этим созвездием. Опроси всех одноклассников и запиши их имена в тетради.
  6. Из разных источников информации попробуй определить как называются эти созвездия. (предлагаются рисунки Большой и Малой медведиц, Ориона) Вечером вместе с родителями попробуйте найти эти созвездия на небе.
  7. Как ты понимаешь смысл выражения «Нужен как воздух»? Расскажи об этом своему соседу по парте. Про кого или про что ты можешь так сказать? Ответ напиши.
  8. Разделитесь на  группы по 5 человек. Составь вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зеленое царство растений» («Вода»,  «Энергия» и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
  9. Запиши вопрос об окружающем мире, на который ты хотел бы получить ответ. Обменяйся вопросами с одним из одноклассников. Запиши его вопрос. Подготовь дома ответ на вопрос одноклассника и запиши его.
  10. Запиши своё предположение "Если бы вода не испарялась, то  ...»
  11. Узнай у взрослых или по справочникам города, есть ли в вашем городе планетарий. Если есть, то узнай и запиши следующие сведения (если в вашем городе его нет, узнай о ближайшем к твоему городу): Адрес планетария, время работы, контактный телефон.

Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Просмотров работы: 33