Одна из наиболее ярких особенностей человека - его способность говорить. Слово - важнейший фактор существования психики человека. Общество распадается без общения. Человек, лишенный общения, не может нормально развиваться. Поэтому очень важно учителям развивать в детях коммуникативные качества личности. Особенно важна коммуникация в начальной школе, в ведь именно в этом возрасте можно «задать ритм общения» на всю дальнейшую жизнь.
Так что же такое коммуникация? В словаре Ожегова дается следующее определение: «Сообщение, общение». В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» дается более широкое определение: «(лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем)».
Одна из задач учителя начальных классов - работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Одним из предметов, на которых формирование коммуникативных УУД будет более эффективным, является «Окружающий мир». В своей работе учитель может использовать различные виды учебных заданий. Нами была разработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД. Ниже приведены примеры некоторых из них.
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много. При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.