Постановка проблемы. Сегодняшний день все настойчивее требует поиска таких форм и методов обучения, внедрение которых способствовало бы активизации учебно-познавательной деятельности учеников, повышало бы эффективность приобретения учащимися новых знаний, развивало бы творческую активность, а также навыки коллективно согласованных действий. Учителя достигают разными средствами активизации познавательной деятельности. Одни направляют свое внимание на игровые методики, другие прибегают к различным формам работы в группах, парах. Третьи используют проэктные методы. Но все эти средства относятся к системе интерактивного обучения, целью которого является модификация учебно-воспитательного процесса. Одними из важнейших вопросов дидактики являются: каким образом активизировать деятельность ученика на уроке? какие формы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации работы учеников.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных и интерактивных форм обучения.
Анализ последнних исследований. Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науку являются исследования В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, обнаружившие возможности повышения активности работы школьников в учебно-познавательной деятельности. Психологические аспекты использования форм и методов в работе с учащимися освещены в трудах Б.Г. Ананьева, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцева, О.М. Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л. Рубинштейна, К.А.Славской, Н.Ф. Талызиной, М. Н. Шардакова, Д. Б. Эльконина и других.
В психолого-педагогической литературе акцентируется внимание на то, что правильный выбор форм и методов работы со школьниками способствует значительному повышению эффективности обучения, активизации учебно-познавательной деятельности (Р.М. Микельсон, И.П. Огородников, Т.С. Панфилов, М.Н. Скаткин, Р.Б. Срода, А.В. Усова и др.).
Различные аспекты проблемы освещены в ряде диссертаций (Л.П. Аристова, И.М. Варава,И.В. Дорно, В.И. Каленик, М.К. Ковалевская, В.Я. Кривошеев, Н.Н. Никольская, Л. М. Пименова, Г. И. Полещук, М.В. Пархунова, К.Д. Соколова и др.).
Таким образом, данная проблема занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях.
Она относится к числу приоритетных и наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Основное изложение исследования. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть активным, менее активным, пассивным.
Эти методы нельзя назвать новыми.Однако, их применение до сих пор не было системным. Они связаны между собой тем, что их форма и содержание позволяют формировать наряду с коммуникативной компетенцией отдельные коммуникативные и интеллектуальные умения, которые в совокупности составляют умения критического мышления. Такие методы и формы, как дискуссия, метод проэктов, дидактическая игра, займи личные позиции, метод ПРЕСС, микрофон, работа в группах и д.р..
Дискуссия дает возможность:
Выводы. Познавательный интерес - это прочное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Поэтому нужно отдавать предпочтение тем формам и методам, которые предусматривают привлечение учащихся к активному добыванию знаний. Опыт или проблемное обучение нельзя противопоставлять информационным методам или репродуктивному усвоению знаний. Только умелое их сочетание дает возможность повысить эффективность обучения. Актуальным сегодня является внедрение в учебный процесс таких средств активизации, как системы познавательных и творческих задач, применения различных приемов сотрудничества и учебного диалога, групповой и индивидуальной работы, что способствует укреплению интересов детей.
На наш взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения является стремление педагогов к применению разнообразных видов уроков, форм, методов, приемов в общей системе изучения определенного раздела или темы. Причем у наиболее опытных учителей больше возможностей, поскольку у них складывается свой методический опыт, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учащихся.
Литература