РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Вопрос развития творчески активной личности приобретает особое значение в условиях укрепления и совершенствования украинского государства. Современный научно-технический прогресс увеличивает роль творческой активности личности. Сегодня, к сожалению, насчитывается очень большое количество заурядных и ничем не интересующихся детей, которые не стремятся развивать свои способности, вести активный образ жизни, пытаться внести что-то новое, «свое» в развитие страны и общества. А ведь именно в подростковом возрасте нужно обращать внимание на то, как развивается ребёнок, чем увлекается, так как именно этот период развития считается самым проблематичным. При необходимости важно помочь ребёнку, подсказать либо же направить на верный путь, чтоб в дельнейшем сформировалась яркая ,самостоятельная и уверенная в себе индивидуальность.

Интерес к данной теме проявлялся еще в античности, а затем - в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея, педагогика Жан-Жака Руссо. В древности и в современном мире много известных ученых уделяли внимание этой теме: педагог В.А. Сухомлинский, Р. Гельмангольц, А. Пуанкаре, психолог Л.С. Выготский, академик М.Н. Скаткин, педагоги-новаторы Ш.О. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е.М. Ильин, С.М. Лысенкова и др..

Исследования на эту тему предусматривают изучение материала, который поможет найти путь к развитию творческой личности, способной к гибкой адаптации в современном мире, к самореализации и, как следствие, к общему повышению интеллектуального и культурного потенциала общества. Чем младше по возрасту человек, тем лучше он способен к развитию своего потенциала.

В связи с этим можно сформулировать такие основные задания исследования на данную тему:

  1. Развитие творческой личности, способной к всесторонней самореализации;
  2. Развитие яркой индивидуальности и побуждения к развитию талантов;
  3. Повышение интеллектуального потенциала общества в целом.

Так в чем же состоит новизна данного проекта? Казалось бы творческая активность как и ее развитие не переменны, стабильны. Но основным звеном этой проблемы является именно ученики, ученики средней школы. В этом возрасте они наиболее непредсказуемы. В разное время разное влияние, требования и факторы для развития ребенка. И поэтому очень важно найти правильный подход к каждому отдельно и создать характерные условия и атмосферу для лучшего развития творческой активности ученика, и тех качеств, которые присущи творческой индивидуальности.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общем смысле оно означает искать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом - индивидуальном или социальном.

Творческая личность - это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, проявляющаяся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Чаще всего творческая личность достигает успеха в одном каком-либо виде деятельности, например, музыке, спорте, математике и т. д. Но история знает немало примеров высоких достижений в нескольких и даже многих областях человеческой деятельности (Т. Шевченко, М. Ломоносов, Леонардо да Винчи).

В связи с этим правомерно говорить о всестороннем развитии личности. Всесторонне развитая творческая личность - это такой тип личности, для которой характерен творческий стиль жизнедеятельности, то есть для такого типа личности характерны устойчивые проявления высокого уровня потребностей, ценностных ориентации, склонностей, творческих способностей, качеств характера, обеспечивающих личности высокий уровень творческих результатов во всех основных видах ее жизнедеятельности.
Развитие творчества обязательно должно сочетаться с индивидуализацией в учебно-воспитательном процессе.

Для формирования и развития творческого стиля деятельности (одной из основных целей системы образования) нужно специальным образом организованная социально-педагогическая среда, определенные педагогические принципы.

Важным фактором в процессе формирования личности ученика является создание атмосферы сотрудничества. Термин «педагогика сотрудничества» в последние годы все чаще стал использоваться в педагогической литературе. Ее основатели, педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, С. М. Лисенкова и другие выдвинули ряд идей, направленных на гуманизацию учебного-воспитательного процесса .

Дать учащимся радость труда, радость успеха в учебе, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства, веру в себя - это первая заповедь воспитания. Почему? Ибо только в таких условиях могут развиваться творческие способности учащихся. Главная особенность творческого человека - это вера в собственные силы и в свои возможности. Как только человек поверит в это - у него пробуждается творческое начало. И его никто потом не может заглушить.

Именно об этом говорил В. А. Сухомлинский: «В наших школах не должно быть несчастных учеников, душа которых гнетет мысль, что они ни на что не способные. Успех в учебе - единственный источник внутренних сил ребенка, порождающие энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Именно поэтому главная цель деятельности учителя - создать условия для успеха и развития ученика, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, веру в собственные силы.

Принцип рефлексии (саморефлексии) предполагает способность субъектов учебного процесса подвергать сомнению свои привычные правила деятельности, мышления, выявляя их предпосылки, истоки, и таким образом осуществлять инновационные процессы творческого развития.
Рефлексия ученика помогает ему контролировать процесс получения, построения, проверки знаний, критически осознавать все этапы деятельности, развиваться как творческой личности.

Способность учителя организовывать общение является основой продуктивной, творческой деятельности учащихся.
Признакам в контакте учителя с учащимися в процессе общения, являются:

  • взаимное личностное восприятие учителя и учащихся, открытость в отношениях и открытость в высказываниях;
  • согласие с главными смысловыми положениями взаимодействия;
  • наличие эмоционального резонанса;
  • сохранение интереса к дальнейшему взаимодействию;
  • высокий уровень контакта глаз в беседе;
  • согласованность поз, мимики и интонации в диалоге.

C давних времен ученые и философы задумывались над вопросами: как проводить исследования, чтобы они приводили к открытию новых знаний?
Было признано, что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она была более эффективной. Такие процессы мышления назвали эвристическими, в них важным элементом является  интуиция.
Эвристика - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации.
Новая ситуация - это никем не решённая задача или не изобретённое техническое устройство, необходимость которого выявлена​​. Новой будет и ситуация, когда ученик, сталкивается с нестандартной задачей своего уровня.
В учебном процессе эвристика реализуется различными методами, которые реализуются по определенным правилам деятельности педагога и деятельности ученика.

Самостоятельная работа - это работа, которая запланирована для ученика и выполняется по заданию учителя при его методическом руководстве, но без его непосредственного участия. Кроме того, она предполагает овладение сложными умениями и навыками видеть цель и содержание работы, организовывать собственную самообразование, умение по-новому подходить к решению задач, познавательную и мыслительную активность и самостоятельность, способность к творчеству.
Самостоятельную работу учащихся можно условно рассматривать по следующим этапам:

  • во время лекции при прослушивании, конспектировании учебного материала, а также при его повторении, если это время дается учителем;
  • во время самостоятельной подготовки, осмысления материала, используя учебные пособия, конспект, консультацию учителя;
  • во время практических занятий, когда ученики самостоятельно решают определенные задачи, выполняют задания, лабораторные работы, производственные задачи;
  • во время семинаров;
  • в период подготовки к сдаче зачетов и экзаменов.
В целом, обучение в современном учебном заведении следует рассматривать как помощь каждому ученику в организации, рациональном и эффективном осуществлении сознательной, активной, целенаправленной и результативной самостоятельной познавательной деятельности.

Под стимулированием творческой активности учащихся в процессе обучения понимают такую ​​деятельность учителя, которая направлена на формирование мотивов творческой деятельности и повышения существующего уровня творческой активности на конкретном учебном занятии до необходимого и достаточного, т.е. такого, который обеспечивает выполнение запланированной учителем цели и конкретных творческих задач.

Данное исследование является очень актуальным в наши дни, и поэтому, ещё многие люди смогут добавить что-то новое «своё», дальше развивать эту тему, обогащать, находить различные пути решения из в таких ситуациях.

Литература:

  1. Калошин, В. Ф. Педагогіка співробітництва - основа гуманізації навчально-виховного процесу [Текст] //Проблеми освіти. - 1995. - Випуск 2. - С. 98-104.
  2. Калошин,В. Ф. Педагогічні погляди К. Роджерса в контексті сучасності [Текст],// Проблеми освіти.,- 1996. т- Випуск 6. - С. 50-57.
  3. Калошин, В.Ф. Розвиток творчості в учнів. Методичний посібник./ Калошин В.Ф., Гоменюк Д.В. - К.: 2008. - 111, [1] с.: ил. - (Б-ка журн. «Управління школою»; Вип. 8(68)).
Просмотров работы: 10