Современный этап развития национальной системы образования и воспитания характеризуется распространением инновационных процессов, существенным особенностью которых является реальная вариативность, технологичность. Учебно-воспитательная практика нуждается в технологиях, которые бы способствовали создание условий для саморазвития и самореапизации личности обеспечению счастья и радости детства, формуванию личностной конкурентноспособности.
Сегодня проектные технологии широко применяютсяв в образовании различных стран мира и является средством эффективного обучения, воспитания и развития личности. В связи с реформированием национального школьного образования на современном этапе началось возрождение и внедрение метода проектов в украинской педагогике.
Теоретическое обоснование проэктной технологии было осуществлено известными учеными -, А. Moиceeв, М. Поташник, В. Лазарев, Г. Селевко, И. Сысоев и др..
Проектная технология - это технология обучения, реализация которой расширяет возможности традиционного обработки учащимися общей темы (раздела), поскольку направлена на создание во время выполненя учебного проэкта определенного материапьного или интеллектуального продукта, который непосредственно касается темы (раздела).
Предусмотренные учебным проектом виды деятельности школьники осуществляют индивидуально или группою, при этом они общаются между собой и консультируются со взрослыми(учителем, родителями, специалистами разных областей производства) и таким образом вспоминают необходимые знания и приобретают новые. Механизм реализации проектной технологии всегда ориентирован на самостоятельную индивидуальную, парную или групповую деялъность, которая осуществляется в определенный промежуток времени.
Метод проектов является одной из инновационных педагогических технологий, что соответствует требованиям Нацiональной доктрины развития образования по переходу к новому типу образования, когда внимание гуманистично-инновационного образования, переносится на процесс приобретения школьниками знаний, умений, навыков, жизненного опыта, которые трансформируются в компетенции. По своей сущности работа над проектом имеет инновационный характер: требует от учащихся применения новых знаний, опираясь на усвоенный ранее материал; вырабатывает умения действовать и принимать решение самостоятельно или в составе команды и решать конфликты; искать, компоновать и применять новую информацию с разнообразных источников, используя cовременные технологии для выполнения конкретных задач; развивает критическое мишление и стремление к творчеству и саморозвитию; формирует желание и способность самостоятельно учиться.
Метод проектов помогает мапеньким школьникам приобретать ключевые компетенции, без которых им не обойтись в жизни, независимо от выбранной в будущем професии. Большая роль отводится учителям.
Системное применение проектной технологии в школе (начиная с начального звена) приводит к тому, что учащиеся постепенно осваивают не только как учебную, умение самостоятельно учиться, критически
мыслить, но и как метод организации и планирования своуй дальнейшей жизнидеятельности. В конечном итоге это влияет на подготовку молодежи, которая основывает свою деятельность на основе демократических цунностях демократии, способная до учения в течении всей жизни, способной быть конкуретноспособной на европейском и моровом просторе и на рынке труда.
Литература:
- Буджак Т. Метод проектiв як засiб формyвання iнтелектуалъних Здiбностей учнiв//Хiмiя.Бiологiя._2000.-№10.-С.10.
- Галицький О.Навчаємо i виховуємо/Проектна дiялънiсть у Школi/ О. Галицький, - К, : Шк, cвiт,2007,-С, 79- 8б,
- Гузеев В.В. «Метод проеrстов» как часный случай интеrральной технологии обученпя // Директор школы, - 1995, -№ 6.