СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Актуальность исследования. Современный этап развития общества предполагает постоянное усовершенствование работы различных систем, среди которых одно из главных мест отводиться образовательной системе. Следуя историческим традициям, образование являет собой процесс обучения в отношении учитель-ученик. Уровень полученных знаний и оценок учениками зависит напрямую от профессионализма и образованности учителя, а уже после - от самих детей.

Следует отметить тот факт, что оценка не всегда отражает уровень знаний, которыми владеет ученик. Можно предположить, что такое случается либо из-за субъективности учителя, либо из-за сложности построения критериев оценивания.

Многие учителя и педагоги приняли сторону тестирования, как наиболее объективного метода, который позволяет оценить уровень усвоения учеником материала, однако стоит отметить и наличие его слабых сторон: нет возможности для реализации творческого потенциала детей; не всегда можно проверить всю глубину знаний ребенка; верность оценки может быть искажена из-за психологических, физических недостатков (преимуществ) учеников.

Несмотря на то, что в педагогике и методике проведено много исследований по проблеме контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, проблема организации контроля в школе остается актуальной.

Цель статьи заключается в определении возможных методов оценивания учеников средней и старшей школы по английскому языку, а также в анализе и освещении практических советов ведущих методистов.

Изложение основного материала. Контроль знаний школьников - важная необходимая составляющая учебно-воспитательного процесса. От его правильного осуществления во многом зависит успешность учеников. Проверка и оценка усвоения школьниками материала выполняют учебные и воспитательные функции. С их помощью выявляется уровень знаний, которыми овладели дети, достижения и недостатки в их подготовке, эффективность работы учителя, определяется готовность учащихся к дальнейшему обучению. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний школьников, зависит учебная дисциплина, отношение учащихся к классным и домашним заданиям, формирование интереса к предмету, а также воспитание таких важных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие и др.

Анализ специальной литературы показывает, что в методике обучения иностранным языкам делалось много попыток по решению проблемы организации контроля и оценки знаний. Так, учеными были определены содержание и задачи контроля, в частности тестового, его функции в процессе обучения; создана классификация контрольных заданий, сформулированы основные требования к разработке контрольных заданий, самой процедуры администрирования контроля; проанализированы и описаны особенности организации контроля различных видов речевой деятельности, иноязычных речевых навыков и речевых умений; рассмотрены специфику контроля на младшем, среднем и старшем этапах в средних и высших учебных заведениях (Банкевич В.Л., Бернштейн М.С., Брейгина М.Е., Витковская Ж.В., Володин М.И., Гордиенко В.А., Горчев А.Ю., Иванова Г.В., Кокот В.А., Красюк Н.И., Кунина А.А., Лысенко Л.В., Леонтьева О.О ., Поляков О.Г., Сотер И., Толмач О.Л.).

Важно всегда иметь за цель донести до ребенка то, что он учится в школе не для «хороших» оценок, а для получения знаний. И в случае получения неудовлетворительной отметки, ученики должны осознавать, что это было не желание учителя «обидеть» их, а то, что они мало времени уделили практике с данной темы. Для этого учитель всегда обязан оценивать детей без предвзятости и по неизменным критериям. Допускается, что критерии у каждого учителя могут изменяться от общеустановленных МОУ, но эти изменения должны иметь аргументированный характер и быть связанными с намерением учителя улучшить педагогический процесс. Учитель должен понимать это и сознательно пытаться осуществить объективное и реальное оценивание выполненной учащимися работы. Необходимо каждый раз объяснять ученикам какая, почему и за что ставится оценка.

Г. В. Ельникова среди путей совершенствования контроля знаний учащихся подробно раскрыла методику составления тестовых заданий с поисковыми рядами ответов, которые использовала в общеобразовательных школах. Усиление функции тестового контроля, как утверждает автор, повышает самостоятельность школьников.

Стоит отметить, что использование тестовых заданий действительно является эффективным средством фронтальной проверки знаний. Но несмотря на особенную актуальность тестов на сегодняшний день, не стоит ограничиваться лишь данным методом оценивания, особенно при изучении английского и других иностранных языков.

Методические основы современного обучения иностранным языкам предусматривают овладение учащимися иноязычного общения путем формирования и развития межкультурной коммуникативной компетенции и ее составляющих: речевого, языкового, социокультурного и стратегического звеньев [1:6].

Речевая компетенция предполагает овладение учащимися речевых умений в четырех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме [2:24]. Если целью учителя является проверить навыки аудирования и чтения, то тестирование будет самым объективным способом оценить ученика. Однако, этот метод считается невозможным при необходимости выяснить успехи ребенка в говорении и письме. Для оценивания результатов учеников в этих видах речевой деятельности необходимо использовать определенные шкалы, которые имеют место варьироваться в зависимости от уровня сложности задания, от специализации класса или школы.

Относительно графического способа оценивания учеников, среднеообразовательная школа прошла несколько этапов. В мае 1918 года были отменены балльные оценки знаний и поведения учащихся; в сентябре 1935 года в школе было установлено пять словесных оценок: «очень плохо», «плохо», «средне», «хорошо», «отлично»; в январе 1944 года было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости и поведения цифровой пятибалльной системе.

До революции существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 году оценка «0» был ликвидирована. Постепенно и оценка «1» стала использоваться все меньше, а начиная с 50-х годов меньше стала использоваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства учеников, которые не могут учиться на «4» и «5», - двухбалльную. Такая оценочная система слабо стимулировала учебный труд. «Ступенька» между тройкой и четверкой была непреодолима для большинства учащихся.

С сентября 2000 года в нашей стране была введена «12»-балльная система, которая используеться и до сих пор. По сравнению с пятибалльной, она позволяет в более точном спектре поставить оценку ученику.

В последнее время в среднеобразовательных школах начали использовать рейтинговую систему оценивания знаний, которая имеет много положительных сторон, как для учителей, так и для учеников.

Преимущества рейтинговой системы выявляются в: 1) возможности получения своевременной информации о нарушении ритма работы класса в целом или отдельного ученика; 2) активном участии школьников в контроле и оценке своих знаний; 3) мотивации направления учащихся на успех в учебно-познавательной и исследовательской деятельности; а также в том, что 4) рейтинговая система выступает как средство самодиагностики школьника (кто я? где я?); 5) формировании единых требований к знаниям, умениям и навыкам у разных учителей; 6) учете индивидуальных качеств учащихся и практически полном отсутствии тех, кто не успевает; 7) прогнозировании протекания образовательного процесса.

Использование рейтинговой системы в сочетании с системой организационно-методических уровней контроля при условии целенаправленной работы учителей английского зяыка по методическому обеспечению проведения всех контрольных мероприятий способствует значительному повышению объективности контроля знаний школьников и, в конечном итоге, эффективности и результативности учебного процесса в целом [3; 54-55].

Выводы и перспективы дальнейших исследований.

В эпоху глобализации наблюдается естественное стремление к максимальной совместимости систем образования в целом и среднего образования в частности, для которых принципиальное значение имеет вопрос стандартов.

При необходимости оценивания знаний учеников по английскому языку следует придерживаться определенных критериев, учитывать объективность, в чем может помочь проведение тестирования (для чтения и аудирования). Для проверки умения писать и говорить стоит воспользоваться стандартизированными критериями для каждого вида речевой деятельности по отдельности.

Существует рейтинговая система, которая позволяет объединить количественную оценку с конкретными учебными целями и задачами, дифференцированно оценивать разные по необходимым уровням обучения виды деятельности школьников.

Ежегодно система оценивания терпит некие изменения с целью достичь той единой модели, которая будет служить гуманизации образования, ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося, реализации личностно ориентированного обучения, повышению качества и объективности оценки.

Литература:

  1. Валігура О., Давиденко Л. Test Your English! - Турнопіль: Підручники і посібники, 2009. - 496 с.
  2. Ніколаєва С.Ю. Методика викладання іноземних мов у середніх закладах: Підручник. Вид. 2-е, випр. і перероб. - К.: Ленвіт, 2002. - 328 с.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 304с.
Просмотров работы: 50