ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Проблема игры, как источника духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых, а именно: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других. Как свидетельствует А. Я. Савченко, учебная деятельность вызревает в недрах игровой и лиш постепенно становится ведущей [1]. Понятие "игра" в педагогической литературе трактуется по-разному. В педагогической энциклопедии, например, читаем: "Игра - средство физического, умственного и нравственного воспитания детей" [2]. Наиболее удачным считаем определение Г. К. Селевка: "Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором состоит и совершенствуется самоуправление поведением" [3].

Используя игры на уроках, всегда помним, что в каждой игре реализуются свои специфические цели и задачи, связанные с тематикой занятия. Для ввода и отработки фонетического, лексического и грамматического материала применяем дидактические игры.

Согласно  сегодняшним методическим стандартам при обучении детей иностранным языкам необходимо использовать коммуникативный подход, т.е. овладение иноязычной коммуникативной компетенцией должно быть направлено на практическое применение в процессе общения. Моделирование реального общения помогают в реализации этой задачи.

Как известно, коммуникативный подход - это метод, а реализуется он с помощью методических приемов. Одним из целесообразных и эффективных приемов при работе с учащимися младших клас сов является ролевая игра, которая и является основной темой нашей статьи.

В начальной школе психология ребенка очень тонкая и особенная. Именно в этом возрасте мозг  человека активнее запоминает представленную информацию. Однако есть одно «но». Иностранный язык, как доказывает наука, является одним из сложнейших предметов, при изучении которого на мозг осуществляется больше нагрузки. Учитывая все это учитель должен выбиратьтакие формы обучения, которые бы помогали ребенку хорошо воспринимать предоставленный материал даже при условиях большой нагрузки на головной  мозг. Если обратить внимание на то, что для ребенка в возрасте до 9 лет основной формой восприятия окружающего мира является игра, то использование такого приема как ролевая игра на уроках иностранногоязыка, по нашему мнению, является необходимым и безоговорочным. Исходя из этого, можно отметить, что ролевая игра - это один из самых доступных и целесообразных путей овладения навыками, умениями и знанием для учеников младшей школы.

     В нашей статье мы уделили внимание двум методикам преподавания таким как М. Монтессори, Н.П. Каменецкая и Г.В. Яцковская. Опираясь на их педагогические методики, разработанные для детей от 6 до 12 лет, можно отметить, что эти педагоги были приверженцами учения с помощью игры, а в частности игры ролевой.

Теория обучения по методике Монтессори основывается на том, что у учащихся 1-2 классов преобладают непроизвольные процессы восприятия, памяти, внимания, поэтому бессмысленно в обучении рассчитывать только на произвольное внимание, требующее достаточно больших волевых усилий. В этом возрасте волевые усилия тольконачинают проявляться в форме осознаваемых произвольныхдействий. Исходя из этого, ученик практически не может полноценно регулировать свою деятельность без помощи учителя. Обращаясь к области возрастной психологии можно понять, что кроме необычайно резкого раздражителя и волевого усилия, источником внимания становится интерес или творческое задание. Вниманием ладших школьников характеризуется слабой сосредоточенностью. Устойчивость внимания ученика, особенно начальной школы, зависит от содержания учебного материала и доступностью предлагаемых заданий. Поэтому надоч ем-то привлекать внимание учащихся, а именно: яркими образами и иллюстрациями. Чем младше дети, тем ярче выражены у них процессы возбуждения, ихдоминирующая роль над процессами торможения. Вследствие быстрого отвлечения внимания на яркие раздражители, поведение детей является импульсивным, и это проявляется в том, чтоони не умеют переключаться на другие виды деятельности, т.е. для них характерна «негибкость» внимания. Учителя должны учитывать, что школьникам этого возраста довольно трудно долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, их внимание может привлечь только необычный, резкий сильный раздражитель.

     От традиционного школьного урока, который длится 45 мин., урок в классе Канадской Монтессори-школы, отличается тем, что он больше напоминает полуторачасовую студенческую пару. Вовремя этогозанятия ребенок не сидит за твердой партой с руками на коленях. Для реализации методики Монтессори ребенок должен свободно двигаться в классе, пользоваться материалом, который есть в классе, при желании уйти в другую комнату и выпить чай, приготовленным лаборантом, с бутербродом, а может вообще взять коврик и сесть в удобном для себя месте.

Дети познают окружающий мир в процессе учебной деятельности и особенно вовремя дидактической игры.Дети склонны к ролевым играм, когда они выбирают поведение (в том числе и речевое) определенного персонажа или какой-то воображаемой личности. Именно на такую​​особенность детской психики Мария Монтессори использовала при обучениииностранномуязыку.

     В своей педагогической работе с детьми начальнойшколы Монтессори практиковала такой метод, как «Обсуждение в кругу» с использованием приема ролевойигры: в начале урока дети становились в круг, и представляли, что они представители разных стран, которые могут пообщатьсятолько с помощью одного интернациональногоязыка - английского. По мнению Монтессори применениятакой игры развивает глобальное мышлениеу чащихся, самоанализ и идентификацию себя как представителя своей страны. Она также демонстрирует ученикам важность изучения иностранного языка.

Следующая методика проведения уроков для учеников младшей школы,  на которую хотелось бы обратить внимание, это методика «Обучение немецкомуязыку детей с 6 лет в 1 классе» Н.П. Каменецкой и Г.В. Яцковской [4]. Цель обучения иностранному языку с 1-го класса школы Каменецкая и Яцковская видят в возбуждении и развития интереса и любви к предмету.

По этой методике, задачи, предложенные детям, должны быть интересны и привлекательны. Всё внешнее производит на детей этого возраста огромное впечатление. При этом урок долженбыть ярким, а приемыо бучения - разнообразными.

Школьник этоговозраста свободен и не скован. Он нетерпелив и его аналитическое мышление еще недостаточно развито. Поэтому предлагается быстрое чередование видов труда,  которые должны  предоставлять возможность для подвижной активности ребенка.

Вся организация работы, по методике Яцковской и Каменецкой, на уроках нового для детей предмета, например, немецкого языка, способствует развитию фантазии, воображения, воспитания  привычки к творческой умственной работе. При этом очень важно выбрать правильную форму предоставления материала.

     На уроках детям предлагается поговорить с куклой, побывать в цирке, вылечить больного тигра и тому подобное. Все  это предложено именно для того, чтобы занятия немецким языком отождествлялись у детей с положительными эмоциями и чувством радости.

Итак, для учащихся ролеваяигра - игровая деятельность, в которой они принимают на себя выполнение определенной роли. Этоп омогает сплотить коллектив, привлечь к активной деятельности учащихся различных типов темперамента.

Вполне понимаем, что люба ятехнология, в том числе игровая, имеет определенные недостатки. Вовремя дидактических игрвозможны неконтролируемые вспышки эмоций учеников, иногда игрытребуют больше времени, чем экономные методы. Но партнерские отношения в работе с детьми, доверие с их стороны и уважение со стороны учителя, а также опыт работы помогаю трешать эти проблемы. На практике нет хороших или плохих технологий, и концептуальныеположения (принципыпедагогики) по Я. А. Каменскому никто не отменял. В погоне за моднымит енденциями очень легко растеряться и утратить главное. Ты - личность и желаешьсформировать личность ученика. Авторитарны еметоды личность подавляют, а не формируют. Действительно уверены, что внедряя игровые технологии или просто игры в системе других технологий, мы адаптируем школьников к жизни, развиваем не только иноязычную, но и все другие важные жизненные компетенции.

 

Список использованной литературы:

  • 1. Савченко О.Я. Дидактика початковоїшколи. - К.: Радянська школа, 1999. - 357с.
  • 2. Педагогічнаенциклопедія. - М.: Радянськаенциклопедія. ІІ т., 1965.
  • 3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С.48.
  • 4. Каменецкая Н.П., Яцковская Г.В. Обучение немецкому языку детей с 6-ти лет в 1 классе (методические рекомендации).-М.,2005
Просмотров работы: 3