РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Проблема игры, как источника духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых, а именно: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других пеагогов, психологов, социологов . Как свидетельствует А. Я. Савченко, учебная деятельность вызревает в недрах игровой деятельности  и лишь постепенно становится ведущей [1]. Понятие "игра" в педагогической литературе трактуется по-разному. В педагогической энциклопедии, например, читаем: "Игра - средство физического, умственного и нравственного воспитания детей" [2]. Наиболее удачным считаем определение Г. К. Селевка:  "Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором состоит и совершенствуется самоуправление поведением" [3].

Используя игры на уроках, всегда помним, что в каждой игре реализуются свои специфическиецели и задачи, связанные с тематикой занятия. Для ввода и отработки фонетического, лексического и грамматического материала применяем дидактические игры.

Согласно сегодняшними методическими стандартами при обучении детей иностранным язикам нужно использовать коммуникативный подход, т.е. овладения иноязычной коммуникативной компетенцией должно быть направлено на практическое применение в процес се общения. Моделирование реального общения помогают в реализации этой задачи.

Как известно, коммуникативный подход - это метод, а реализуется он с помощью методических приемов. Одним из целесообразных и эффективных приемов при работе с учащимися младших клас сов является ролевая игра, которая и является основной темой нашей статьи.

В начальной школе психология ребенка очень тонкая и особенная. Именно в этот возрасте мозг человека как можно активнеез апоминае тпредставленну юинформацию. Однакоесть одно «но». Иностранный язык, как доказывает наука, является одним из сложнейших предметов, при изучении которого  на мозг осуществляется большое нагрузки. Учитывая все это учитель долженвыбиратьтакие формы обучения, которые бы помогали ребенку хорошо воспринимать предоставленный материал даже  при условиях большой нагрузки головного мозга. Если обратить внимание на то, что для ребенка в возрасте до 9 лет основной формой восприятия окружающего мира являетс яигра, то использование такого приема как ролеваяи гра на уроках иностранного языка, по нашему мнению, является необходимым и безоговорочным. Исходя из этого, можн оотметить, что ролевая игра - это один из самых доступных  и целесообразных путей овладения навыками, умениями и знанием для учеников младшей школы.

     В нашейстатье мы уделили внимание двум методикам преподавания педагогов с мировым именем, таким как М. Монтессори, Н.П. Каменецкая и Г.В. Яцковская. Опираясь на ихпедагогические методики, разработанные для детей от 6 до 12 лет, можно отметить, что эти педагоги были приверженцами учения с помощью игры, а в частности игры ролевой.

Теория  обучения по методике Монтессори основывается на том, что у учащихся 1-2 классов преобладают непроизвольные процессы восприятия, памяти, внимания, поэтому бессмысленно в обучении полной мере рассчитывать только на произвольное внимание, требующее достаточно больших волевыхусилий. В этом возрасте волевые усилият олько начинают проявляться в формеосознаваемых произвольных действий. Исходя из этого, ученик практически не можетполноценно регулировать свою деятельность без помощи учителя. Обращаясь к области возрастной психологии можно понять, что кроме необычайно резкого раздражителя и волевого усилия, источником внимания становится интерес или творческое задание. Вниманиемладшихшкольниковхарактеризуетсяслабойсосредоточенностью. Устойчивостьвнимания ученика, особенноначальнойшколы, зависит от содержанияучебногоматериала и доступностьюпредлагаемых заданий. Поэтому надо чем-то привлекать внимание учащихся, а именно: яркими образами и иллюстрациями. Чем младше дети, тем ярче выражены у них процессы возбуждения, их доминирующая роль над процессами торможения.  Вследствие быстрого отвлечения внимания на яркие раздражители, поведение детей является импульсивным, и это проявляется в том, что они не умеют переключаться на другие виды  деятельности, т.е. для них характерна «негибкость» внимания. Учителя должны учитывать, что школьникамэ того возраста довольно трудно долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, ихвнимание может     привлечь тольк онеобычный, резкий сильный раздражитель.

     От традиционного школьного урока, которыйдлится 45 мин., Урок в классеКанадской Монтессори школы, отличается тем, что он больше напоминает полуторачасовую студенческую пару. Во время этого занятия ребенок не сидит за партой с руками на коленях. Для реализации методики Монтессори ребенок должен свободно двигаться в классе, пользоваться материалом, который есть в классе, при желании уйти в другую комнату и выпить чай, приготовленным лаборантом, с бутербродом, а может вообще взять коврик и сесть в удобном для себя месте.

Дети познают окружающий мир в процессе учебной деятельности и особенно во время дидактической игры. Дети склонны к ролевым играм, когда они выбирают поведение (в том числе и речевое) определенного персонажа или какой -то воображаемой личности. Именно на такую​​особенность детской психики Мария Монтессори использовала при обучении иностранномуязыку.

     В своей педагогической работе с детьми начальной школы Монтессори практиковала такой метод, как «Обсуждение в кругу» с использованием приема ролевойигры: в начале урока дети становились в круг, и представляли, что они представители разных стран, которые могут пообщаться только с помощью одного интернационального языка - английского. По мнению Монтессори применения такойигры развивает глобальное мышление учащихся, самоанализ и идентификацию себя как представителя своей страны. Она такжед емонстрирует  ученикам важность изученияиностранного языка.

Следующая методика проведения уроков для учеников младшей школы, на которуюх отелось бы обратить внимание, это методика «Обучение немецкому язык удетей с 6 лет в 1 классе» Н.П. Каменецкой и Г.В. Яцковской[4]. Цель обучения иностранному языку с 1-го класса школы Каменецкая  и Яцковская видят в возбуждении и развитияи нтереса и любви к предмету.

По этойметодике, задачи, предложенные детям, должны быть интересны и привлекательны. Всё внешнее производит на детей этого возраста огромное впечатление. При этом урок долженбыть ярким, а приемы обучения - разнообразными.

Школьник этого возраста свободен и не скован. Он нетерпелив и его аналитическое мышление еще недостаточно развито. Поэтом упредлагается быстрое чередование видов труда, которые должны предоставлять возможность для подвижной активности ребенка.

Вся организация работы, по методике Яцковской и Каменецкой, на уроках нового для детей предмета, например, немецкого  языка, способствует развитию  фантазии, воображения, воспитания привычки к творческой умственной  работе. При этомочень важно выбрать правильную форму предоставления материала.

     На уроках детям предлагается поговорить с куклой, побывать в цирке, вылечить больного тигра и тому подобное. Все  это предложено именно для того, чтобы занятия немецким языком отождествлялись у детей  с положительными эмоциями и чувством радости.

Итак, для учащихся ролевая игра - игровая  деятельность, в которой онипринимают  на себя  выполнение определенной роли. Это помогает сплотить коллектив, привлечь к активной деятельности учащихся различныхтипов темперамента.

Вполне понимаем, что любаятехнология, в том числе игровая, имеет определенные недостатки. Во время дидактических игрв озможны неконтролируемые вспышки эмоций учеников, иногда игры требуют больше времени, чем экономныем етоды. Но партнерские отношения в работе с детьми, доверие с их стороны и уважение со стороны учителя, а также опыт работы помогают решать этип роблемы. На практикенет хороших или плохих технологий, и концептуальные положения (принципы педагогики) по Я. А. Каменскому никто не отменял. В погоне за модными тенденциями очень легко растеряться и утратить главное. Ты - личность и желаешь сформировать личность ученика. Авторитарные методы личность подавляют, а не формируют. Действительно уверены, что внедряяи гровые технологии или просто игры в системе других технологий, мы адаптируем школьников к жизни, развиваем не только иноязычную, но и все другие важные жизненные компетенции.

Литература :

  1. Савченко О.Я. Дидактика початковоїшколи. - К.: Радянська школа, 1999. - 357с.
  2. Педагогічнаенциклопедія. - М.: Радянськаенциклопедія. ІІ т., 1965.
  3. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С.48.
  4. Каменецкая Н.П., Яцковская Г.В. Обучение немецкому языку детей с 6-ти лет в 1 классе (методические рекомендации).-М.,2005
Просмотров работы: 3