В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Актуальность исследования: Проблема роли труда в воспитании детей связана с недостаточной практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве, с падением интереса молодёжи к труду, к народным ремёслам.

     Трудовое воспитание закладывает основу будущей жизни человека. У человека, которого не научили работать, есть один путь - это поиск «лёгкой» жизни. Заканчивается он, как правило, плохо. В современных условиях трудовое воспитание - это прежде всего получение трудовых знаний и навыков, развитие трудолюбия и формирование психологии человека, который работает и способен в различных сферах труда добиться успеха.

     Цель исследования: Исследовать наследие В.А. Сухомлинского о труде и его практическое использование в трудовом воспитании школьников.

     Проблему исследовали такие учёные как: Т.Ф. Алексеенко,  Н.М. Ангелуца, К.Ш. Ахияров, Н. Дупак, Н. Калиниченко, Н. Котелянец, Г.Е. Левченко, А.А. Марушкевич, С. Медведь, М.И. Мухин, И.А. Олейник, Т. Тхоржевский.

     Соответствующие концепции о труде и трудовом воспитании в семье разработали: Я.А. Коменский, А.Л. Кононко, А.С. Макаренко, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский, С. Шацкий.

     Вся педагогика Василия Александровича построена не на абстрактно-созерцательном уровне, а на деятельном подходе, который он интерпретировал как труд. Все идеи, которые были высказаны им по разным поводам, ведут к воплощению в жизни, в труде, в формировании позитивного к нему отношения.

     Труд в толковании В.А. Сухомлинского - это элемент духовной жизни. Из этого следует закономерность: чем выше уровень духовной жизни ребёнка, тем большую радость ему приносит работа. У него раскрываются способности, талант, утверждается чувство человеческого достоинства.

     Мы видим, что одной из проблем идеи всестороннего развития является подготовка учащейся молодёжи к труду. Педагога волновало то, что деятельность школы оценивалась количеством выпускников, которые поступили в высшие учебные заведения. При таком подходе к работе школы, у учащихся формировалось негативное отношение к «черновому» повседневному труду земледельца или рабочего. В.А. Сухомлинский подчеркнул, что обыденного и возвеличенного труда не бывает. Каждая работа требует индивидуальных способностей, таланта, затрат физических и духовных усилий. Тот, у кого воспитано пренебрежительное отношение к «черновой» работе, никогда не сможет добиться успехов в том или ином виде деятельности.

     Выдающийся педагог также отмечал большое значение примера взрослых, родителей, учителей, как метода трудового воспитания. Дети должны иметь пример интересной, захватывающей работы. Уже в молодом возрасте каждого ребёнка должно волновать, задевать мастерство учителя.

     Мы согласны с тем, что приобщая детей к труду, осуществляется воспитание гуманистических качеств личности. Сначала это могут быть общие семейные дела. Делать это надо, подчёркивая, что благополучие семьи зависит от каждого. Ребёнок будет чувствовать себя членом семейного коллектива, видеть, что его помощь ждут, замечают его заботы и благодарны за это. Таким образом, он начинает понимать своё значение для членов своей семьи.

     Чтобы побудить детей к самовоспитанию в труде и учёбе, необходима, прежде всего, атмосфера труда, которая бы окружала ребёнка в школе и дома. Педагог высказывал общие наставления, которые являются одинаково ценными для детей разного возраста, но условием их осознания является атмосфера радости труда.

     В работе «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский говорит, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин, испытывает чувство общественного достоинства.

     В работе «Воспитание долга» В.А. Сухомлинский сочувствует тем детям, все желания которых безоговорочно удовлетворяют заботливые родители, делая этим их существование безоблачным и беззаботным.

     Воспитательным идеалом, по мнению педагога, является то, чтобы счастье человека в семье было заботливым, беспокойным и тревожным. Без трудностей нет понимания счастья.

     Педагог был уверен, что социальный и нравственный прогресс общества зависит от того, как люди, составляющие общество, относятся к труду, находят они в нём только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной и интересной духовной жизни. Именно поэтому он положил в основу воспитательной работы такое правило: ребёнок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, создании материальных и духовных ценностей для человека, для общества.

     Мы считаем, что современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании человеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для украинской культуры. С самого раннего детства ребёнку нужно прививать любовь к труду. Ребёнок должен относиться с уважением к представителям любой профессии. Только с помощью труда он сможет реализовать себя в будущем как член общества и чего-то добиться в этой жизни. Ведь жизнь - это труд.

 

Список литературы:

  1. Сухомлинский В.А. О воспитании., М.: Педагогика, 1979.
  2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека // Выбор. Произведения. - М., 1976.
  3. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Выбор. Произведения. - Сов. шк., 1977.
Просмотров работы: 354