НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Общество не может полноценно функционировать в условиях социального и научно-технического прогресса без активности человека, который является их мощным источником. Важной задачей является научить человека самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, продуктивно использовать эту информацию. Для этого необходимо формировать способность личности творчески мыслить, самостоятельно пополнять свои знания. Поэтому важным аспектом в формировании личности является повышение познавательной активности, которая ориентирует субъект на самовоспитание, на руководство человеком своим собственным развитием. По нашему мнению использование нестандартных форм организации обучения эффективно способствует развитию познавательной активности младших школьников.

Обновление целей, задач и содержания в направлении личностно-ориентированного обучения в современной школе требует исследования влияния различных педагогических технологий обучения и изменений в структуре учебного процесса общеобразовательной школы, исследования условий применения новейших технологий для повышения знаний учащихся.

Многие ученые, педагоги рассматривают вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников (Л. Аристова, М. Данилов, Б. Есипов, Л. Калашникова, В. Кольцова, И. Лернер, В. Лозовая, В. Паламарчук, П. Пидкасистый, А. Савченко, Т. Шамова, Г. Щукина и др.). Проблемами методики урока, путей его совершенствования занимались многие ученые и учителя, такие как А.М. Алексюк, Ю.К. Бабанский, Е.М. Ильин, M.И. Махмутов, В.О. Онищук, И.П. Пидласый и другие. Проблемой нестандартных форм обучения занимались А. Бородай, О. Дорошенко, Ю. Мальований, С. Николаева, О. Митнык, О. Пометун, А. Савченко и др.

В статье рассматриваем нестандартный урок как средство повышения познавательной активности младших школьников, целью которого является пробуждение и содержание интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Все это обеспечивает системное обновление содержания и переход на новую структуру обучения. У учителей появляется возможность применять новые активные технологии обучения, ценные для каждого ученика.

Нестандартный урок - это, по мнению учёных, импровизированное учебное занятие, которое имеет нестандартную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о цели, задачи и методике проведения таких занятий. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков являются: уроки - пресс-конференции, уроки - аукционы, уроки - деловые игры, уроки - погружения, уроки типа KBK, уроки - консультации, компьютерные уроки, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимного обучения, уроки творчества, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки-творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-суды, уроки-поиска, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки-ролевые игры, уроки-экскурсии, интегрированные уроки и т.п. [2, c.217-218].

Успех организации нестандартного урока зависит от такого структурирования содержания и формы, которое вызвало бы интерес у учащихся, способствовало их оптимальному развитию и воспитанию.

Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку они глубоко задевают эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки больше нравятся ученикам, вызывают у них творческий интерес [5].

Украинский учёный О. Пометун всю система нестандартных уроков делит на следующие группы по педагогическим технологиям (см. табл.): 1) информационно-коммуникационные технологии; 2) игровые технологии, 3) исследовательские технологии, 4) интерактивные технологии, 5) психотренинг [4].

В связи с изменением требований к формированию личности ребенка появилась потребность в усовершенствовании методики проведения нестандартного урока. Этого можно достичь путем включения в нестандартный урок технологий интерактивного обучения. Интерактивная технология обучения, по мнению учёного, это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие школьника в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания [4].

Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия учащихся. Это взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют, осуществляют. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации [4, с. 9].

Классификация интерактивных технологий такова:

  1. интерактивные технологии кооперативного обучения (парная и групповая работа: «Диалог», «Синтез мыслей», «Совместный проект», «Поиск информации», «Круг идей», «Аквариум»);
  2. интерактивные технологии коллективно-группового обучения (предусматривают одновременную совместную (фронтальную) работу всего класса: «обсуждение проблем в общем кругу», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Обучая - учусь» («Каждый учит каждого »),« Ажурное пила »(« Мозаика »),« Анализ ситуации »,« Решение проблем »,« Дерево решений »);
  3. технологии ситуационного моделирования;
  4. технологии обработки дискуссионных вопросов.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, своё интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс [4, с. 40-45].

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе нестандартных форм уроков на базе новых информационных технологий в младших классах является одним из важнейших направлений повышения мотивации, познавательного интереса к изучению предмета, знаний, а отсюда и успеваемости учащихся. При дидактически продуманном использовании таких форм в пределах педагогических технологий обучения на уроке появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, что является необходимым при обучении учащихся начальных классов. Изменения в учебном процессе ставят новые требования и к деятельности учителя, которая ориентирована на личностное развитие ученика, и это вызывает необходимость по-новому подойти к проблеме использования различных форм в пределах педагогических технологий с учащимися начальных классов.

Литература

  1. Лозова В.І. Цілісний підхід до формування пізнавальної активності школярів / В.І.Лозова. - [2-е вид., доп.]. - Харків: «ОВС», 2000. - 164 с.
  2. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка / Н.Є.Мойсеюк.- К.: Гранма, 1999. - 350 с.
  3. Педагогічний словник / за ред. М.Д. Ярмаченка - К.: Пед. думка, 2001. - 516 с.
  4. Пометун О. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання / О.Пометун, Л.Пироженко. - К.: А.С.К., 2004. - 192с.
  5. Савченко О.Я. Дидактичні особливості інтегрованих уроків / О.Я.Савченко // Початкова школа. - 1992. - №1. - С.2-8.
Просмотров работы: 72