ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Актуальность и постановка проблемы. Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в условиях бурного роста промышленного производства с существующими многоотходными технологиями достигло предельных критических форм и размеров. Нависла угроза над самим существованием человечества: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное для жизни человека загрязнение среды. В связи с этим становится все более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения. Таким образом, обнаруживается общее противоречие между осознанием необходимости углубления качества экологического образования и воспитания и отсутствием научно обоснованных педагогических условий реализации принципов преемственности, системности и непрерывности, связанных с повышением качества экологического образования.

Анализ последних исследований и публикаций. В работах ученых указывается важность осуществления связи, согласованности и перспективности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания на каждой ступени развития личности, обосновываются сущностные характеристики преемственности, педагогические условия ее осуществления на разных возрастных этапах (С.В. Козин, Т.С. Комарова, В.Я. Лыкова, Л.А. Парамонова, А.П. Сманцер, Г.Н. Соколова, Т.В. Тарунтаева), рассматривается роль преемственности в развитии познавательной активности детей (В.В. Зайко), в формировании нравственных качеств (О.С. Богданова, Л.И. Катаева, З.Б. Лопсонова, Л.И. Мушенок).

Цель статьи - раскрыть значение принципа преемственности в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Изложение основного материала. Принцип преемственности - это связь качественно различного между разными стадиями обучения, начиная с младших классов, заканчивая старшими [1]. Этот принцип касается содержания обучения, его форм, способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. На практике возникает объективная потребность в наличии научно обоснованных методических рекомендаций по развитию экологического образования детей с учетом обеспечения преемственности этого процесса и наличия соответствующих педагогических условий их реализации. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников - это целостный процесс перспективного формирования экологической культуры ребёнка, выражающийся в накоплении им опыта взаимодействия с природой, социумом, развитии умения осуществлять деятельность по сохранению, защите, улучшению природной среды на основе получаемых в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе экологических знаний, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому [2].

По мнению И.Т. Гайсина, преемственность в системе непрерывного экологического образования - это не только следование логике учебно-воспитательного процесса, а, главным образом, такое использование знаний, умений и навыков учащихся, при котором создавались бы новые связи, раскрывались основные идеи экологизации учебного предмета, происходило осмысление пройденного материала на новом, более высоком уровне при учете качественных изменений, которые происходят с личностью [3]. Если внутри каждого этапа экологического образования в основном проявляется преемственность на одном уровне (количественные изменения), то переход от одного этапа (ступени) к последующему носит неровный, скачкообразный характер, связанный с качественными изменениями в развитии учащихся.

Реализация принципа преемственности невозможна без постоянной диагностики соответствия фактических результатов деятельности данной педагогической системы ее промежуточным и конечным целям. Конечные цели не всегда в той или иной степени соответствуют заданным, планируемым, но такая ситуация редко учитывается практическими работниками. Однако упущения и недостатки на любом этапе работы по реализации принципа преемственности в экологическом образовании школьников могут стать невосполнимыми педагогическими потерями, которые практически невозможно исправить на последующих ступенях экологического образования, так как нарушается его непрерывность [1;6].

Эффективному осуществлению преемственности способствует включение детей в разные виды деятельности (систему взаимодействий с окружающей средой), которые обеспечивают развитие нравственного, интеллектуального, эстетического, деятельностного компонентов экологической культуры личности, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений окружающего мира, конкретность, образность диалога с природой, упражнение в соблюдении экокультурных норм поведения, последовательный переход от действий по образцу к самостоятельному нравственному выбору. Наиболее значимыми для старших дошкольников и первоклассников являются соответственно: наблюдение под руководством взрослого - самостоятельное наблюдение и наблюдение - анализ; диалоги с природой, расширяющие чувственный опыт - общение с природой, развивающее чувство эмоциональной отзывчивости и эмпатии; игры с экологическим содержанием; практическая деятельность, организуемая взрослыми - практическая деятельность с элементами самостоятельности и творчества; моделирование с использованием невербальных моделей - моделирование с использованием условных обозначений; продуктивная деятельность на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; познавательная деятельность как осмысление информации, предложенной педагогом - самостоятельный поиск информации и её применение в конкретной ситуации [4;5].

Выводы. Как показало теоретическое исследование, включение детей в данные виды деятельности способствует развитию их экологической воспитанности, основными показателями которой в старшем дошкольном возрасте являются: совокупность элементарных представлений о целостности окружающего мира, наличие интереса к объектам и явлениям природы, условиям жизни растений и животных, возникновение экологически значимых ценностно-смысловых установок, потребность в общении с конкретными представителями флоры и фауны, способность сопереживать, сочувствовать живым существам, проявление эстетических чувств, доброты, внимания, милосердия, терпимости в отношениях к людям и природе, потребность самореализации в различных видах творческой деятельности, наличие элементарных умений сохранения, защиты и улучшения окружающей среды [4]. Новая ступень экологической воспитанности, на которую поднимается первоклассник, дополняется осознанием разнообразных связей и зависимостей окружающего мира, стремлением к самостоятельному поиску экологической информации, проявлением эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, исходя из их роли в природе, участием в экологически целесообразной деятельности с проявлением элементов самостоятельности и творчества [1;4]. Осуществление экологического воспитания с учетом указанных позиций способствует развитию экологической культуры ребенка как представителя системы, объединяющей Космос, планету Земля, природу, социум, внутренний мир индивида. Период перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу характеризуется определенными тенденциями в формировании экологической воспитанности личности, определяющими ее динамику, которая связана с силой выраженности и наполненности содержанием показателей экологической воспитанности [2;6].

Список литературы

  1. Алиева Б.Ш. Преемственность в формировании экологической культуры детей 6-8 лет: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. -170 с.
  2. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема: Сборник статей / Под ред. Б.Т. Лихачёва, Н.С Дежниковой. М., 1997. - 64 с.
  3. Гайсин, И. Т. Внеурочная работа по экологическому образованию и воспитанию школьников [Текст] / И. Т. Гайсин // Экология в школе: до и после. - 2008. - № 2. - С. 3-7.
  4. Зайцева Л. М. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. -Смоленск, 2001, 196с.
  5. Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 169 с.
  6. Экологическое образование школьников / Под ред.: И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
Просмотров работы: 188