ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗа В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Предметом исследования являются основные задачи, приоритетные направления, особенности и проблемы международной деятельности современного высшего учебного заведения как необходимого условия обеспечения приоритета образования в глобальном масштабе и  подготовки будущего преподавателя высшей школы на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: международная деятельность, межкультурная коммуникация, национальная система образования, подготовка будущего учителя, развитие системы высшей школы, современное образовательное пространство, партнерство, взаимодействие.
Постановка проблемы в общем виде. Проблемы интеграции Украины в мировое и европейское пространство породили целый комплекс сложных вопросов относительно направлений, содержания и способов политического, экономического, культурного взаимодействия Украины с ближним и дальним зарубежьем. Государство ищет свое место в новой Европе. Современный этап развития национальной системы образования и воспитания характеризуется существенной трансформацией образовательной парадигмы, распространением инновационных процессов, важной особенностью которых является реальная вариативность, технологичность. Учебно-воспитательная практика требует технологий, способствующих созданию условий для саморазвития и самореализации личности. На наш взгляд, в первую очередь, это связано с тем, что сейчас как никогда знание осознается обществом как один из важнейших факторов  успешного развития. Именно поэтому учебное заведение, как ареал формирования личностных культурных ценностей молодого креативного поколения, преобразуется в мощный инструмент интернационализации.

Таким образом, на этапе перехода к постиндустриальному обществу стает очевидным, что только консолидация потенциала мирового образования и науки, постепенное развитие международной интеграции в этих областях способны обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития в мировом масштабе [2, 25].

В контексте глобализации политических и образовательных процессов, в русле которых оказалась Украина, можно отметить, что именно они актуализируют внутренние, отличающиеся от внешних целей и причин, мотивы личности относительно собственной деятельности. В человеке пробуждается его собственная "самость", она сама в себе выращивает субъекта социального действия. Западные прагматичные модели политического и социального устройства производят рациональные построения образовательной деятельности и объекта в ней (проекты, программы, модели, схемы, сценарии и т.д.), создание среды реализации (ресурсное обеспечение и проч.), А также управления процессом реализации (мониторинг, рефлексия, коррекция и т.д.). Достаточно в этой связи вспомнить внедрения кредитно-модульной и кредитно-трансферной технологий обучения в системе высшего образования Украины и вообще довольно заметные сдвиги в области технологизации образования. Снижается уровень системной неопределенности образования, а вместе с тем и системной неопределенности в сфере педагогического воздействия на личность, которая формируется [1].

Также мы считаем, что актуальной проблемой педагогики высшей школы является подготовка преподавателя, владеющего научными основами построения педагогического процесса в высших учебных заведениях, способного анализировать образовательные системы, делать выводы о целесообразности обучения студента по той или иной программе, осознающего необходимость перехода в образовательном процессе от использования отдельных методик  к  комплексным образовательным технологиям и др.

Поэтому целью нашего исследования является актуализация новых линий подготовки будущего преподавателя высшей школы в условиях существенных изменений социального заказа по подготовке кадров высшей педагогической школы в связи с усилением международной коммуникации и взаимодействия нового мирового образовательного пространства.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. Отечественные и зарубежные исследователи ( Н. Гуляева, М. Згуровский,         В. Ситник, Д. Соловьяненко, Г. Шер, Д. Штюдеманн) отмечают, что в  национальных и региональных образовательных системах значительно усилилось влияние международного сотрудничества. Это свидетельствует об активном процессе формирования нового мирового образовательного пространства, что открывает перед нами широкие возможности реализации     собственого научного и культурного потенциала.

Анализ научной литературы и практический опыт позволяет утверждать, что в отечественном образовательном пространстве являются следующие противоречия:

  • Между растущими требованиями общества к интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнозированию, анализу и фактическим уровнем образования и развития выпускников вишей;
  • Между объективно существующими потребностями современной высшей педагогической практики в специалистах, способных эффективно, на научной основе реализовывать инновационные технологии обучения, и недостаточным уровнем теоретических и технологических разработок в процессе подготовки таких специалистов.

 Изложение основного материала исследования. Приоритеты гуманитарного развития Украины в соответствии с утверждением европейских демократических ценностей предусматривают активную инновационную деятельность во всех сферах общественной жизни. При разработке эффективной государственной политики в области науки, стимулировании ее инновационного развития, поиске действующих механизмов нужно учитывать опыт европейских стран и возможности его внедрения в отечественную практику [2].  Этот процесс зависит не только от эффективности управления  международной деятельностью учебного заведения, определения целей, стратегий и тактики развития системы высшего образования в целом, а и от профессионализма педагогов.  Именно поэтому, важной задачей системы подготовки преподавателей для высшей школы является своевременное реагирование на бурные изменения, происходящие в сфере социально-экономической жизни страны. Оценивая характер сложившейся государственной системы непрерывного педагогического образования, в частности ее высшего звена, необходимо разработать адекватную стратегию и тактику реагирования на нее, устранить негативные угрожающие симптомы и осуществить такие акции, которые приумножали бы положительные последствия ситуации для высшей школы как общественного института и для государства в целом. Необходимо не только срочно расширять в отечественном образовательном пространстве "поле поиска", но и уже сегодня внедрять инновационные технологии решения чисто прагматических задач как высшей школы, так и в целом отечественного образовательного пространства.
В процессе подготовки преподавателей необходимо учитывать, прежде всего, тот факт, что преподаватель высшей школы работает в условиях развития системы высшего образования (когда устаревшее содержание вступает в противоречие с новыми целями, условиями, потребностями). Это будет деятельность по преобразованию образовательных продуктов в ресурсы и услуги, включая модели управления, координации, передачи информации и принятия решений) в условиях динамичного, непрерывно меняющегося окружающего мира. Как известно, традиционная система подготовки специалистов, центральную часть которой составляет ориентация на качественные знания и определенные профессиональные умения, оказалась не совсем удачным.

Специальные и общенаучные дисциплины как никогда раньше должны обеспечивать тесную связь с экономической, социальной, политической жизнью страны, с теми актуальными проблемами, которые возникают перед ней на современном этапе, предоставляя особое внимания социально-экономической эффективности образовательных услуг. Это означает, что будущий преподаватель должен демонстрировать полихроматическое мышление, социализированность, а также иметь мировоззрение, построенное на многокритериальности решений. Уходит в прошлое узкоспециализированная подготовка специалистов.

  Среди других компетентностей все большего значения приобретает институциональная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя. Так, преподаватель в системе высшего педагогического образования должен знать главные цели и основания реформ в данной области, главные черты, причины и тенденции изменений в системе образования, очерчивать роль преподавателя в образовательном процессе высшей школы, знать и уметь применять в практической деятельности образовательное законодательство. Поэтому при использовании комплекса методик и подходов к подготовке будущих преподавателей мы предлагаем следующие его элементы:

  • Обучение, максимально приближенное к практической базе будущей профессиональной деятельности и образовательной среды в целом, привлечение к учебному процессу практического опыта преподавателей высокой квалификации;
  • Использование наиболее активных методов обучения (деловые игры, мозговые штурмы, кейс-метод, работа с интерактивными учебными материалам и ит.д.);
  • Развитие творческих способностей будущих преподавателей, умение принимать решения в неординарных ситуациях путем использования проблемных методов обучения и т.п.

    Важным в данном контексте является предварительное ознакомление будущих преподавателей с программами модернизации образования в регионе, с основными направлениями инновационной деятельности образовательных учреждений и т.д.

    Международное сотрудничество позволяет ВУЗ решить проблему трудоустройства выпускников. Ведь в условиях высокого уровня конкуренции между высшими учебными заведениями положение вуза на рынке образовательных услуг все больше зависит от спроса на его выпускников на рынке труда. Благодаря налаживанию образовательных связей с зарубежными учебными заведениями, выпускники имеют возможность стажироваться и работать за пределами государства. Поэтому, одним из наиболее серьезных последствий новой ситуации есть необходимость учета высшим учебным заведением в своей деятельности интересов значительного ряда заинтересованных сторон: государства, студентов, их родителей, работодателей. ВУЗы должны стремится к достойным ответам на вызовы внешней среды, стараться найти пути преодоления трудностей в адаптации выпускников на предприятиях, в образовательных учреждениях и т.д., руководители которых заинтересованы в минимизации адаптационного периода молодых специалистов. Следует признать и то, что молодые преподаватели высшей школы также не всегда в полной мере являются подготовленными к той профессиональной реальности, в которой им приходится позиционировать себя.
Внутренний конфликт будущих преподавателей во многом вызван не только профессиональными экспектациями, но и неготовностью параллельно с действием анализировать разрывы, осложнения, противоречия в практической деятельности и проектировать дальнейшие действия с учетом выявленных проблем и ошибок. А для того, чтобы осмысливать (анализировать и проектировать) собственную деятельность, приходится разбираться с тем, как она построена, по каким принципам, правилам и нормам должна осуществляться. Очевидно, для решения этой задачи нужно проблематизировать накопленный отечественный и европейский опыт и внедрять соответствующие технологии.

     Внедрение вышеуказанных инновационных технологий в процесс подготовки будущих преподавателей непосредственным образом противостоит информированности и накоплению знаний, которыми так грешит отечественная система подготовки специалистов. Знания мешают понимать и парализуют поисковую деятельность, так как они уже проверенные учеными, объективные. А педагогу часто приходится действовать в сложившейся ситуации, субъективно.
    Современное образовательное пространство построено таким образом, что преподавателю крайне необходимо не столько оперировать готовыми знаниями, сколько строить знания в соответствии с ситуацией. А для этого необходимо усваивать способы входа и выхода из деятельности, готовить к превращению себя в инструмент продуктивного действия. Внедрение кредитно-трансферной системы обучения является переходным, не совсем продуктивным, но необходимым этапом в решении этой задачи в системе отечественного образования.
         Выводы. В сложившейся ситуации, подготовка будущего преподавателя высшей школы возможна при условии открытости системы высшего образования к обществу, к его социально-экономическому построению и, конечно, к европейскому образовательному пространству, а также разработки и реализации целостной технологии институционального профессионального развития будущего преподавателя.

Література

  1. Бех І.Д, Психолого-педагогічні засади розв´язання соціально-моральних задач // Педагогічні науки: Науковий вісник Микол­ївського державного університету. - Миколаїв: МДУ, 2005. - 237 с.
  2. Будак В.Д. Міжкультурне середовище університету як чинник сучасних інтеграційних процесів // Науковий вісник Миколаївського державного університету імені В.О. Сухомлинського: збірник наукових праць / За ред. В.Д. Будака, О.М. Пєхоти. - Випуск 1.32. - Миколаїв: МНУ імені В.О. Сухомлинського, 2011. - 154с.
  3. Куріченко О. Підготовка майбутніх вчителів до здійснення педагогічного менеджменту // Вторые международные Батыгаевские чтения: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Радке-вич, И.М. Стариков, - Николаев: Изд-во "Илион", 2007. - С. 235-245.
  4. Пуховська Л.П. Професійна підготовка вчителів у Західній Європі: спільність і розбіжності: Монографія. - К.: Вища школа, 1997. -180 с.
  5. В. Скороходов, А. Куріченко. Проблематика педагогічного менеджменту в контексті європейської інтеграції // Вторые международные Батышевские чтения: Сборник научных трудов / Сост. В.А.Радкевич, И.М.Стариков. -Николаев: Илион, 2007. - С. 91-101.
Просмотров работы: 11