РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В статье освещены проблемы и перспективы международной деятельности современного высшего учебного заведения на основе сравнительной характеристики действующего Закона Украины «О высшем образовании» и его новой редакции.

Постановка проблемы в общем виде. На современном этапе развития нашего молодого государства очень важны проблемы его интеграциии в мировое и европейское экономическое, политическое, образовательное и культурное пространство. Украина активно ищет пути сближения со странами ближнего и дальнего зарубежья, используя для этого все доступные ресурсы и возможности, чтобы гордо и уверенно заявить о себе как о достойной европейской стране.

Анализ последних исследований и публикаций с проблемы.  Отечественные и зарубежные исследователи (О. Васильев, О. Власюк, Н. Гуляева, М. Згуровский, Г. Шер, Д. Штюдеманн) отмечают усиление международной составляющей развития отдельных елементов образования - национальных, региональных образовательных систем. Это совсем не означает потерю собственной самобытности.  Речь идет о формировании в процессе межкультурного взаимодействия новой международной общеобразовательной среды, где в наиболее ефективных формах можно реализовать национальные интересы участников и совместно искать пути решения важных для цивилизации проблем [1, 25].

Ввиду того, что современное образование все больше приобретает глобальный характер, а знание расценивается как один из наиболее значимых факторов общественного развития и политической стабильности, роль вуза выходит на передний план. Именно поэтому, проблема международного сотрудничества Украины в области высшего образования в мировом и европейском пространстве является актуальной в наше время. Ведь именно сейчас происходит бурный процесс консолидации потенциала мирового образования и науки в единую многофункциональную систему.
  Целью нашего исследования является сравнительная характеристика действующего Закона Украины «О высшем образовании» и проекта Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О высшем образовании", а именно раздел XII « Международное сотрудничество» с позиций расширения возможностей современных ВУЗов в международном сотрудничестве.

Изложение основного материала. На наш взгляд действующий закон и законопроект имеют существенные различия, касающиеся всех сфер высшего образования и жизни студенчества. А что касается вопросов международного сотрудничества, то этот раздел не просто переработан и дополнен, а написан практически заново, с учетом мировых образовательных и научных тенденций. Больше всего изменена статья 66: «Государственная политика по международному сотрудничеству в области высшего образования». Первый абзац действующего закона провозглашает: «Государство содействует международному сотрудничеству в области высшего образования и осуществляет мероприятия по развитию и укреплению взаимовыгодного международного сотрудничества в области высшего образования в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений», а в новой редакции предусмотрено пути содействия международному сотрудничеству в области высшего образования и науки, а также интеграции в мировое образовательное пространство:

  • внедрение механизмов гарантии качества высшего образования для создания необходимого взаимодоверия, гармонизации системы оценивания качества высшего образования Украины и европейского высшего образования;
  • сотрудничество и обмен опытом при разработке национальной рамки квалификаций сопоставимой с Европейской рамкой квалификаций (кредиты) для обучения в течение жизни на Европейском пространстве высшего образования со странами, которые имеют соответствующий опыт в данной сфере, улучшая определение и прозрачность квалификаций, эффективное признание и ратификацию неформального и неофициального обучения;
  • взаимодействие с Сетью национальных информационных центров академического признания и мобильности и Сетью национальных информационных центров признания Европейского Союза;
  • продвижение на международном рынке результатов научных, технических, технологических и других разработок вузов, продажи их патентов и лицензий;
  • привлечение средств международных фондов, учреждений, общественных организаций для выполнения в ВУЗах научных, образовательных и других программ [3].

         Мы считаем, что все эти мероприятия направлены на расширение международной коммуникации и сотрудничества в сферах образования, культуры и науки. Они создают необходимые условия для евроинтеграции Украины, ведь предусматривают налаживание всех возможных контактов с ведущими образовательно-культурными центрами мира. Первоочередной становится задача повышения качества уровня образования в Украине к европейским стандартам и выработку стабильных взаимодоверительных отношений с зарубежными партнерами. Также мы отметим, что особое внимание уделяется разработке национальной рамки квалификаций в соответствии с европейским стандартом на основе обмена опытом со странами, которые успешно внедряют программу «обучения в течение всей жизни», которая является крайне необходимой в нашем обществе, ведь не только молодое поколение требует качественного образования, но и взрослые люди, имеющие профессию должны постоянно совершенствовать и улучшать свои знания, чтобы быть в курсе современных мировых тенденций в сферах науки и техники. Мир вокруг постоянно эволюционирует и развивается, соответственно, должны меняться общественные взгляды и настрои. Человечество должно стремиться к консолидации всех материальных и нематериальных ресурсов, чтобы поспеть за скоротечностью времени. Именно поэтому, в новой редакции ЗУ «О высшем образовании» четко прописано необходимость выхода на международный рынок достижений отечественной науки и техники, которые обеспечат Украине мировое признание и уважение. На наш взгляд, не менее важным является пункт о финансовой поддержке международными организациями научно-образовательных программ в высших учебных заведениях Украины, ведь он открывает возможность сотрудничества с зарубежными партнерами не просто на культурно-коммуникативном уровне, а на научно-практическом. Но возникает вопрос: Чего захотят в обмен наши сотрудники? Ведь все имеет обратную сторону. Нельзя заранее предусмотреть что пожелают контролировать спонсоры: управление ВУЗ, систему контроля качества обучения, направления деятельности, партнерство с другими учебными заведениями, распределение финансов, подбор кадров.... Поэтому право выбора предоставляется руководству каждого университета.

     Также, согласно новой редакции: «Государство осуществляет мероприятия по развитию и укреплению взаимовыгодного международного сотрудничества в области высшего образования и науки в рамках двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений." Мы считаем, что именно этот пункт раскрывает перед высшей школой Украины широкий спектр коммуникативных возможностей.

    Второй абзац этой статьи сохранился и в новой редакции, но с весомой поправкой: «Государство создает условия для международного сотрудничества высших учебных заведений всех форм собственности, научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, культурно-образовательных организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие системы высшего образования, органов управления высшим образованием, путем бюджетного финансирования, предоставления льгот по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), связанных с закупкой и ввозом на таможенную территорию Украины учебного, научного и производственного оборудования, принадлежностей и материалов, для осуществления образовательной, научной и научно-технической деятельности, а также выполнения международных учебных и научных программ и проектов с освобождением от налогообложения."[4]. Это небольшое дополнение является немалым стимулом для украинских ВУЗов к заключению многосторонних и долгосрочных соглашений с другими ВУЗами для совместной работы в областях образования, науки и техники.

    Изучая статью 67 «Основные направления международного сотрудничества в области высшего образования», мы делаем вывод что без изменений остался лишь первый пункт согласно которому все ВУЗы имеют право осуществлять международное сотрудничество, заключение договоров о сотрудничестве, устанавливать прямые связи с высшими учебными заведениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.д. в соответствии с законодательством Украины. Конечно, большинство учебных заведений и раньше активно пользовались этим правом, но в условиях современности, когда все больше возрастает роль межкультурной коммуникации, оно становится еще более актуальным. Ведь сейчас молодежь имеет немало возможностей общаться с иностранцами с помощью сети Internet, узнавать их культуру и менталитет. Да и поездки за границу стали гораздо доступнее. Но наше внимание привлекло четкое описание главных направлений международного сотрудничества высших учебных заведений во втором пункте:

  • участие в программах двустороннего и многостороннего межгосударственного и межуниверситетского обмена студентами, докторантами, педагогическими, научными и научно-педагогическими работниками;
  • проведение совместных научных исследований;
  • организация международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий;
  • участие в международных образовательных и научных программах;
  • совместная издательская деятельность;
  • предоставление услуг, связанных с получением высшего и последипломного образования, иностранным гражданам Украины;
  • создание совместных образовательных и научно-исследовательских программ с иностранными вузами и выдачи документов об образовании;

Мы считаем, что эта поправка откроет молодым специалистам более широкие перспективы трудоустройства в родном государстве или же за границей.

  • загранкомандировку педагогических, научных и научно-педагогических работников для преподавательской и научной работы в соответствии с международными договорами Украины, а также прямых договоров высших учебных заведений с иностранными партнерами;
  • привлечение педагогических, научных и научно-педагогических работников иностранных ВУЗов для участия в педагогической, научной и научно-педагогической работе в высших учебных заведениях Украины;
  • содействие академической мобильности студентов, обучающихся по совместным с иностранными высшими учебными заведениями программам.

    Эти нововведения, на наш взгляд, позволят педагогам, научно-педагогическим работникам и студентам практически изнутри изучить образовательную систему зарубежных учебных заведений и сопоставить ее с отечественной, выделить их сходства и различия.

3. Осуществление международного сотрудничества в области применения этого закона используется украинский и другие языки.

А этот пункт обеспечивает равноправие всех языков которые могут использоваться в рамках международного сотрудничества и которые стают все более востребованными в современности.

Анализируя статью 68 «Внешнеэкономическая деятельность в области высшего образования» мы отмечаем что самым важным  является дополнение ее второго пункта: «Основными направлениями внешнеэкономической деятельности высшего учебного заведения являются: организация подготовки лиц из числа иностранных граждан к поступлению в высшие учебные заведения Украины и лиц из числа граждан Украины к обучению за рубежом
организация обучения за рубежом;»
Эти изменения наиболее широко раскрывают перед нами перспективы международного сотрудничества, ведь множество украинских граждан мечтают учиться во всемирно известных университетах. И теперь у нас есть такая возможность и хороший стимул для достижения личных целей.

Виводы.  Таким образом, как и все социальные институты, образование стает все более открытым для межкультурного взаимодействия и зависимым от международного сотрудничества, которое является одним из наиболее перспективных направлений проектируемой образовательной практики. В новой редакции Закона Украины «О высшем образовании» достаточно четко продумано направления внешне образовательной  деятельности государства. Остается только надеяться что все поправки и нововведения будут воплощены в жизнь в кратчайшие сроки и Украина сделает огромный шаг в европейское образовательное пространство.

Литература

  1. Закон Украины «О высшем образовании». [Электронный ресурс] - Режимдоступа: http://www.osvita.org.ua/pravo/law_05/part_12.html
  2. Относительно проекта Закона Украины "О высшем образовании" (новая редакція). [Электронный ресурс] - Режимдоступа: http://osvita.ua/legislation/Vishya_osvita/10496//legislation/ Vishya_osvita/10496/
  3. Будак В.Д. Межкультурная среда университета как фактор современных интеграционных процессов// Научный вестник Николаевского государственного университета им. В.А.Сухомлинского: зборник научних трудов / За ред. В.Д.Будака, Е.Н.Пехоты.- Выпуск 1.32. - Николаев: ННУ имени В.А.Сухомлинского, 2011. - С. 25-28.
  4. Шахирева Н.В. Подготовка будущего преподавателя в условиях изменения парадигм / Научный вестник Николаевского государственного университета им. В.А.Сухомлинского: зборник научних трудов / За ред. В.Д.Будака, Е.Н.Пехоты.- Выпуск 1.32. - Николаев: ННУ имени В.А.Сухомлинского, 2011. - С. 121-124.
Просмотров работы: 5