Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день отдельные методические аспекты использования песен и поэзии на уроках английского языка уже анализируются на страницах профессиональных журналов ("Forum", "ими"), но пока еще отсутствует общая концепция использования стихотворных материалов в образовании. Существование этой концепции очень важно, ведь целью обучения иностранным языкам является не только приобретение знаний, формирование у школьников умений и навыков, но и комплексное усвоение ими знаний страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой национальной культуры через образцы стихотворного и песенного творчества .
Проблема использования стихов и песен волновала людей с древних времен. Как утверждают историки, в школах Древней Греции многие тексты разучивали с помощью пения, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику изучают с помощью песен и сейчас [9, с. 5].
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место поэтическим текстам и песням при обучении иностранному языку. Некоторые учебники целиком базируются на использовании поэтических текстов: аутентичных или специально созданных. Важность этой работы трудно переоценить [8, с. 6].
Известный педагог Ян Амос Коменский считал, что тот, кто не знает музыки уподобляется тому, кто не знает грамоты. По словам Т.П. Рачок, "поэзия дает импульс творческому воображению и имеет огромный потенциал эмоционального воздействия".
Стихотворно-песенные материалы - это средство повышения мотивации обучения учащихся. Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику не может быть осуществлена, минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, что обеспечивает его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Использование стихотворно-песенного материала на занятии по иностранному языку полностью отвечает требованиям современности, когда иностранный язык изучается в неразрывной связи с культурой страны. С другой стороны, пение песен и чтение стихов является расширением коммуникативной компетенции и творческих способностей, а также одним из эффективных средств обучения иностранному языку. Эмоции и впечатления, полученные во время прочтения стихотворения или пения песни, становятся прожитым жизненным опытом, который преобразуется в знания, в свою очередь стимулирует мотивацию учащихся [6, с.47].
По моему мнению стихи и песни также являются бесспорным средством формирования положительной мотивации учения, особенно у младших школьников, у которых этот процесс находится в стадии формирования. И вообще я считаю, что стихотворения и песни, как дидактический материал, обладают рядом преимуществ, их можно использовать как при изучении лексического, так и грамматического, фонологического материала. Еще, я считаю, что песни помогают развивать коммуникативные особенности учащихся. Это потому, что большинство песен имеют форму диалога. Оптимальное сочетание повторяемости и вариативности речевого материала - таково важнейшее условие обучения диалогической речи. Большое значение имеет умение начать разговор, используя этикетные клише. Хорошо отработанное, быстро и выразительно предъявленное начало диалога, переходит от одной темы к другой, повышает уверенность говорящих в своих силах и с самого начала настраивает их на эмоциональную речь. Такие названия диалогов хорошо запоминаются и обрабатываются.
Например: Hi! Hello!
Hi. I´m Jack.
Hello. I´m Jill
Hi. I´m Mary.
Hello. I´m Bill.
Nice to meet you.
Nice to meet you, too.
Литература: