На сегодняшний день, основным заданием современной школы является развитие гармонично целостной личности, где в центре внимания - ученик с его одаренностью, способностями, потенциальными возможностями, а также создание инновационного пространства. В данный период нашей жизни, то есть в условиях перестройки государственности, гуманизации и демократизации общества, все актуальнее становится формирования интеллектуальной, социально активной, творческой личности.
Проблема интерактивной учебы уже достаточно длительное время находится в центре внимания исследователей, которые работают в отрасли психологии, педагогики, методики преподавания разных учебных дисциплин, в школе. Подтверждением этого являются их многочисленные труды [1-7]. Однако, невзирая на это, вопрос применения интерактивных технологий учебы в общеобразовательной школе, в частности на уроках английского языка, содержит много невыясненных аспектов. Учитывая сказанное, избранная тема исследования чрезвычайно актуальная.
Целью данной работы является показать эффективность использования интерактивных технологий обучения для развития творческих способностей учеников на уроках английского языка.
Интерактивная модель учебы - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предсказуемую цель, - создать самые благоприятные, комфортные условия учебы, за которых каждый ученик будет чувствовать свою успеваемость, интеллектуальную возможность [1].
Технология учебной деятельности в парах была впервые предложена А.Г. Ривиным еще в 1911 году. Было доказано, что деятельность учеников становится эффективной, максимально результативной и в то же время высвобождает время учителя для контролирующих и корректирующих действий. Группу (даже 2-3 ученика) учить намного сложнее, чем одного ребенка. При коллективной работе все работают в парах и по очереди друг с другом, то есть пары имеют не постоянный, а переменный, состав, где собеседника нельзя избежать - учеба ведется в форме диалога. Ученик усваивает быстро и качественно то, что сразу используется в деле или передается другим с объяснением, таким способом овладение новыми знаниями или умениями происходит постоянно во время коллективной учебной деятельности. Активность учеников постепенно поднимается на качественно новый уровень, источником ее служат собственные познавательные мотивы.
Современные методические исследования обозначены терминологической несогласованностью. Да, методисты не имеют общего взгляда на разграничение таких понятий, как метод, прием, технология учебы. Например, авторы пособия "Интерактивные методы учебы в практике работы начальной школы" О. Стребна и А. Соценко, невзирая на вынесение термина "методы" в название своего исследования, не только не подают необходимого толкования, но и не называют их. При этом исследователи оперируют такими понятиями, как "виды деятельности", "упражнения", "приемы" [1]. Другие специалисты различают две больших группы методов интерактивной учебы: групповые и фронтальные [7].
По нашему мнению, самым точным с точки зрения терминологии является подход И. Диваковой, которая достаточно обстоятельно исследовала технологии интерактивной учебы и разработала методические рекомендации относительно их использования [2, с. 13]. Ссылаясь на опыт предшественников, автор различает четыре группы интерактивных технологий учебы: интерактивные технологии кооперативной учебы, технологии коллективно-групповой учебы, технологии ситуативного моделирования и проработки дискуссионных вопросов.
Во время изучения английского языка, на наш взгляд, могут быть использованы такие интерактивные технологии учебы, как работа в парах, работа в тройках, изменяемые тройки, карусель, аквариум, большой круг, микрофон, незаконченные предложения, мозговой штурм, анализ дилеммы (проблемы), мозаика, круг идей, разыгрывания ситуации, в ролях (ролевая игра, имитация), дискуссия, ток-шоу и тому подобное.
Предложенные технологии и их составляющие можно эффективно использовать как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений и навыков. Это может происходить сразу же после изложения учителем нового материала, вместо опроса, на специальном уроке, посвященному применению знаний, умений и навыков, или быть частью обобщающего урока [8].
Проходя практику в Новобугской средне образовательной школе №7, на основе проведённых уроков, я сделала вывод, что при использовании интерактивных технологий, ученики запоминают: 80% того, что выражали сами; 90% того, что делали сами. Улучшается не только запоминание материала, но и его идентификация, использование, в повседневной жизни. Использование интерактивных методов учебы в малых группах содействует развитию таких личностных качеств как коммуникабельность, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы и так далее.
Использование предложенных интерактивных технологий на уроке будет способствовать эффективному повторению изученной лексики, пополнению словарного запаса; глубокому усвоению навыков правильной артикуляции; развитию внимания, памяти, мышления, восприятию действительности; развитию умений работать в парах, группах и тому подобное.
Работа в таком направлении достаточно эффективна в учебе детей иностранного языка разных возрастных групп.
В поиске новых технологий учебы и воспитания, работая творчески, находясь в постоянном поиске новых форм и методов проведения уроков, можно достичь значительных успехов на педагогической ниве, стать действительно хорошим учителем, мудрым, знающим, отданным своей работе и детям.
Список использованной литературы: