УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Актуальность исследования. Период глобализации, в котором мы сейчас живем, несет угрозу стирания национального лица каждой культуры, унификации и стандартизации культурных ценностей. Для украинцев, как и для других народов мира, важно сохранить этническую самобытность, не потерять связи с собственной исторической традицией. Особая роль при этом отводится фольклору, который всегда выступает как выражение национального духа, свидетельствует о неповторимости и уникальности каждого этноса, имеет незаурядную нравственную и эстетическую ценность [1:5].

Научные исследования убедительно доказывают, что ребенок должен постоянно находиться под воспитательным воздействием духовной культуры своего народа. Этого можно достичь путем введения понятия «сказка» с детства, и затем продолжить делать акцент на воспитательных возможностях сказки в начальных классах школы.

Цель статьи заключается в определении педагогических особенностей использования украинских народных сказок,  как средства воспитания детей младшего школьного возраста. Важно определить и показать место фольклора в воспитании школьников в общих чертах, и сделать акцент на более узкое понятие - «народная сказка».

Изложение основного материала. Произведения фольклора, как средство познания и восприятия информации, отражают определенный способ осознания окружающей действительности, культурно-познавательный и социальный опыт людей. Именно в национально-культурном колорите языка как «памяти народа» воплощаются плоды его многовековых раздумий и наблюдений, духовные ценности и традиции, которые являются основой воспитания современного этноса. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит обучающихся видеть мир глазами своего народа.

Сказка, как элемент обучения, остается с человеком на всю жизнь, учит ее мудрости и оптимизма, с самого детства приучает к языку своего народа. Как писал украинский поэт Иван Франко: «Те простенькие деревенские байки, как маленькие, тонкие корни, укореняют в нашей душе любовь к родному слову, его красоте, простоте и волшебного благозвучия. Тысячи вещей в жизни забудете, а тех волн, когда вам милая мама или бабушка рассказывала байки, не забудете до смерти » [2:6].

Сказка, как объект научного исследования, рассматривается в XIX ст. В основном этому феномену уделяют внимание языковеды и литературоведы, которые изучают сказку в контексте гуманитарных наук, а именно филологии, истории, философии, культурологии. Среди известных имен, связанных с данной темой, можно назвать В.Я. Троппа, В.В. Аникина, М.В. Васильева, А.М. Горький, В.И. Даль, С.И. Минц и др.

В начале прошлого века сказку стали изучать как предмет психолого-педагогических исследований. Здесь стоит вспомнить работы Т.И. Алиевой, Е.А. Аркиной, А.М. Виноградовой, Л.М. Гурович, М.М. Кашиной, Т.И. Морозовой, А.М. Орлова и др.

Философия народной сказки отражает общечеловеческий инвариант морально-этических ценностей в национальных красках мировоззрения и мировосприятия через конфликты между членами семьи с разным возрастным, имущественным, интеллектуальным, семейным статусом, между бессердечными хозяевами и домашними животными, которых хотят избавиться через их возрастную немощность служить в хозяйстве, между представителями разных сословий с различными моральными качествами, между общинами, которых защищают невзрачные рыцари, и чудовищами-людоедами и т.д. Отношения между людьми народные сказки моделируют на взаимоотношениях между животными (домашними и дикими) без аллегоризма, без двоплановости рисунка, как это может показаться, когда народную сказку путают с аллегорической литературной, авторской, украшенной фольклорной стилистикой. Сказка служит для самопознания человека - отмечал И. Франко. Все обесславленное, обиженное, беззащитное, беспомощное в природе и человеческом обществе в народной сказке вознаграждается, морально возвышается над обидчиками и гордыней - и в этом несравненно больше от литературных произведений ее воспитательный потенциал, как решительно заявлял К. Ушинский. При этом в народной сказке отсутствует любое морализаторство, поучение, ибо ее идея идеально уже сама по себе привлекает реципиента и закладывает в его сознание зерна нравственности [3:176].

В общем виде сказка несет информацию о:

  • динамике личностного развития человека;
  • разнообразных ситуациях, которые случаются в жизни;
  • о мироздании, о Вселенной;
  • о древних ритуалах и обрядах (не раскрывая их глубинного смысла).

Исходя из всего вышесказанного в современной образовательной системе необходимо учитывать роль украинского фольклора, в частности сказок, ведь они учат ребенка нравственным ценностям. Когда дети идут в школу, большинство родителей забывают о своем обязанность воспитывать ребенка и возлагают всю ответственность на школу, где не всегда уделяют внимание фольклору, как средству обучения. В результате, место сказки в жизни и воспитании ребенка сводится на нет.

В самом общем ракурсе главной задачей учителя начальных классов является формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника. Неоценимым сокровищем по этому случаю выступают именно народные сказки - это своеобразный сплав жизненного опыта и желаний, реальности и вымысла. Общеизвестно, что, слушая сказку, младшие школьники с удовольствием воспринимают ярко изображенные вербальные образы, выражают свое отношение к сказочным героям. Однако познакомить детей со сказками, научить их понимать, анализировать содержание, сюжет, сравнивать ситуации с реальными случаями и, наконец, применять полученные знания на практике необходимо еще в младшем возрасте. Сказки прославляют ум,  доброту, трудолюбие, мужество, учат бороться за торжество справедливости, а именно этих понятий и характеристик часто не хватает молодежи, а то и взрослым людям. Поэтому своевременное ознакомление детей со сказкой послужит хорошим воспитательным аспектом и сформирует положительные черты характера.

Слушая или читая сказку, ми переживаем события в ней так, будто сами являемся главными персонажами рассказа, и впитываем в себя знания, описанные в сказке. Сказки закладывают детям основы безопасного поведения, учат вырабатывать навыки преодоления жизненных кризисов, и в целом учат интерпретировать окружающую действительность.

Важно подметить, что воспитание средствами фольклора подразумевает не пассивное восприятие ребенком текста сказки, а интерпретация и обсуждение прочитанного с помощью учителя. Только так ребенок сможет находить зашифрованные жизненные уроки и запоминать модели поведения. Процесс осознания уроков сказки - живой творческий процесс познания, и в нем очень мало шаблонных и однозначных трактовок. Существует одно правило, которого стоит придерживаться: чем больше поставлено вопросов по сказке, тем больше ответов и уроков ребенок может получить.

Выводы и перспективы дальнейших исследований.

Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Именно они есть первыми четко структурированными, целостными, завершенными историями, которые могут браться детьми за образец и в будущем влиять неосознанно на выбор определенной модели поведения. Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.

Возрождение Украины невозможно без пробуждения национального сознания украинского народа и, в первую очередь, молодежи. Именно поэтому использование фольклора во время воспитательной работы со школьниками играет значительную роль. Задание сказки - не просто воспитание, а целенаправленное поучение, очень часто - «исцеление души», и обращаться с ней необходимо как с «лекарствами»: учитывать каждую мелочь, каждую деталь. А задание учителя - это исполнять роль «доктора» и наставника: помогать и пояснять.

Литература:

  1. Філоненко С.О. Усна народна творчість: Навч. пос. - К.: Центр учбової літератури, 2008. - 416 с.
  2. Українські народні казки: Для мол. та серед. шк. віку. - 3-тє вид. - К.: Веселка, 1990. - 271 с.
  3. Чорнопиский М.Г. Українська фольклористика. Словник-довідник. - Тернопіль: Підручники і посібники, 2008. - 448 с.
Просмотров работы: 22