ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Данную тему исследовали в своих работах такие отечественные ученые, как: Н.В.Слюсаренко, Л.С.Выготский, Д.Б.Богоявленськая, Е.Ф.Алфеева.

Актуальность проблемы развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в связи с ускорением научно-технического прогресса возникла необходимость повысить интеллектуальный и творческий потенциал человечества. Ускорение научно-технического прогресса, лавинное нарастание наших познаний о мире и необходимость овладевать ими поставили перед психологами и педагогами ряд непростых задач. Школа на всех ее ступенях - начальная, средняя и высшая - отстает в этом отношении от требований жизни, и отставание не только не имеет тенденций к сокращению, но прогрессирует все заметнее.

Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности, хотя уже совсем отчетливо проявилась тенденция к тому, что большая часть исполнительской работы будет перекладываться на машины, а мозг человека все больше будет освобождаться для истинно человеческой - творческой деятельности.

Целью и практическим значением исследования является то, что нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача педагогического образования - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Повышение результативности креативности у детей младшего школьного возраста с помощью мало использованных в образовании методов психологии, таких как суггестия (внушение), нейролингвистическое программирование и арт-терапия. С применением этих методов психологии развиваются внутренние творческие резервы человека, а в учебном процессе не возникает перегрузки школьников.

Главный результат теории креативности состоит в том, что параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления. Изучение личностных аспектов креативности следует рассматривать как самостоятельную область научных исследований. На основании экспериментальных данных Д. Б. Богоявленской можно сделать вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Надо сказать, что эвристический уровень характеризуется как проявление активности человека, имеющего способ решения, но продолжает анализ, что приводит его к открытию новых способов решения. Креативный уровень - это самостоятельно найденная эмпирическая закономерность, которая не используется как прием решения, а выступает как новая проблема. Неравномерность проявления в рамках одной возрастной группы, в условиях одной системы обучения объясняется Богоявленской существующей в традиционной школе установкой на результат, негативно сказывается на стремлении детей к исследовательскому поиску. Также была выявлена ​​связь креативного уровня и сформированным теоретическим мышлением. [1, с.35].

Опираясь на Е.Ф. Алфееву, которая рассматривает креативность как личностную характеристику, можно заключить, что развитие личности способствует развитию одаренности. Наибольшим эффектом обладают программы, как основное условие развития креативности считают развитие личности ребенка. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии (Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей). Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка.
Различные развивающие игры развивают разные интеллектуальные качества; внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и внимание, способность видеть и предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.

Суггестология является одним из базовых научных направлений, теоретические и экспериментальные положения которого формируют суггестивную часть суггестивной педагогики. Любая педагогическая технология в той или иной мере содержит в себе элементы внушения. Суггестивная технология выделяет эти элементы самостоятельно. Главным методом этой технологии является метод релаксопедичного обучения. Методы интенсивного обучения, которые разрабатываются, основываются на взаимодействии осознанных и неосознанных компонентов психики в процессе усвоения и переработки информации. Принцип двуплановости и восприятия учебного материала лежит в основе построения курса интенсивного обучения. Технология идентификации обучения осуществляется с помощью релаксопедии в педагогическом процессе за счет использования резервов психики.

Задачи арт-терапии направлены на самоидентификацию личности (индивидуальное художественное творчество). Задачи несложные, чтобы ослабить сознательный контроль и позволить спонтанно выражать свои чувства. Далее, в русле исследования своих внутренних переживаний учащиеся выполняют задания по таким темам, которые позволяют им разглядеть самих себя во временно-пространственных связях, затем в отношениях с другими людьми. Каждое задание или блок задач требуют интерпретации и анализа, что позволяет руководителю группы глубже понять каждого ее участника, а самим участникам позволяет познать себя, повысить свою самооценку, «выплеснуть» из себя негативные эмоции, стать более толерантным в отношениях с другими. [2, с.38].

В рамках нашего исследования разработана программа «Развитие креативности и творческих способностей у детей младшего школьного возраста». Эта программа направлена ​​на развитие творческих способностей, пополнение словарного запаса учащихся; развитие умений выражать свои чувства, развитие чувства сплоченности, профилактика и коррекция страхов, снятие тревожности; снятие психофизического напряжения: релаксация; снятие межличностных барьеров; улучшение коммуникативных навыков; коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось в общеобразовательной школе № 18 г. Николаева с 31.10.2011 по 12.11.2011 года. Исследование проводилось с двумя третьими классами: 3-А и 3-Б (всего 52 человека)​​.

Используя методики диагностики: «Предложение» и «Краткий тест творческого мышления», можно обнаружить следующие особенности дивергентного мышления, как гибкость, оригинальность, скорость, разработанность темы и тому подобное.

После проведения программы класс 3-А почти сравнялся с классом 3-Б, а в таких показателях как оригинальность превысил на 8%, а гибкость повысилась на 40%. А также при сравнении средних данных из предыдущей диагностики 3-А класса с программой с данными после программы можно обнаружить следующие результаты: дивергентное мышление с символьным материалом повысилось с 3,37 до 4,33 условной единицы (разница на 0,96); оригинальность повысилась с 41,2 до 44,5 условной единицы (на 3,3); разработанность темы - с 50,96 до 56,29 условной единицы (на 5,33); гибкость - с 8,07 до 8,81 условной единицы (на 0,74).

В данном эксперименте мы достигли главной цели программы «Развитие креативности и творческих способностей у детей младшего школьного возраста» - у учащихся улучшились показатели творческих способностей, а также пополнился словарный запас; развились умения выражать свои чувства, у многих снялась тревожность и психофизическое напряжение: снялись межличностные барьеры; улучшились коммуникативные навыки.

 

Список использованной литературы:

  1. Богоявленская Д. Субъект деятельности в проблематике творчества. Вопр.психол., 1999, №2., с. 35-41.
  2. Черкесова І.Г. Арт-терапія засобами кольору: Методичні рекомендації. - Миколаїв: «ІЛІОН», 2004, с. 38-42.
  3. Дружинин В. Психология творчества.//Психологический журнал, Т.26, №5, 2005, с. 8-10.
Просмотров работы: 30