Постановка проблемы. Сегодня в центре образовательного процесса находится личность с ее своеобразным внутренним миром, нуждами, интересами, чувствами. Формируется такая личность благодаря гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса школы, внедрению новых педагогических технологий, поиска оптимальных концептуальных подходов к развитию педагогической науки. В ситуации формирования глобального образовательного пространства эти процессы обуславливают постоянный рост научного и практического интереса к изучению опыта других стран.
Для решения этих проблем развитые страны Европы и северной Америки, а также страны, которые вышли в лидеры мирового прогресса, обращаются к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.
К изучению педагогической концепции педагога-новатора обращается много современных отечественных исследователей, в частности В. Антонец, О. Сухомлинская, C. Билецкая, Г. Биушкин, М. Богуславский, А. Гранкин, Н. Карпова, В. Лыкова, М. Мухин, С. Соловейчик, Л. Подольная, И. Старцева, Г. Туюкина, Т. Челпаченко и др. В указанных научных работах рассмотрены гуманистические идеи ученого, его методологические принципы воспитания детей разных вековых групп, вопросы связанные с соотношением личного и общественного в детском коллективе, проблемы дидактики, повышение психолого-педагогического мастерства учителей.
В советских времена вопроса педагогических теорий отечественных педагогов в Китайской Народной Республике исследовали В. Клепиков, Н. Боревская, Н. Франчук. Предметом анализа китайских ученых в Украине была проблема использования наследства В. А. Сухомлинского в воспитательном процессе учебных заведений (Ли Цзихуа).
Актуальность исследования. В Китайской Народной Республике, стране бушующего экономического роста, также происходят процессы активного изучения, обобщение и адаптации разных социальных и культурологических идей и концепций. Особые изменения происходят в системе образования Китая, которая в последние 20 лет переживает процесс реформирования. В связи с этим особой актуальности приобретает опыт распространения и развития в образовательном процессе КНР личностно - ориентированной педагогики Василия Александровича Сухомлинского (1918 - 1970) - подвижника гуманистической педагогики, в творчестве которого сосредоточились ключевые моменты мирового педагогического процесса ХХ ст., отразились основные тенденции и основные альтернативы современного образования.
Цель статьи заключается в раскрытии значения и определении возможностей внедрения педагогических идей В. А. Сухомлинского в китайское педагогическое образование.
Изложение основного материала. Анализ исследований творчества украинского педагога в Китае, опыта адаптации его педагогических идей и их развитие в качественно отличной среде дает украинской педагогике возможность по-новому оценить упроченные взгляды на актуальные образовательные проблемы, посмотреть на наследство В. А. Сухомлинского под другим углом зрения и таким образом обогатить украинскую педагогику новыми идеями.
Вообще В.А. Сухомлинский написал свыше 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известная не только на Родине, но и далеко за ее пределами - в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польши, Японии и других странах мира.
Обобщение научно-педагогических источников Би Шу-джи, Ван Игао, Чжан Ченя, В Чень, Вей Шу Шеня, Сяо Су, свидетельствует о том, что В.А. Сухомлинский - любимейший и популярнейший в Китае советский педагог. Он есть одним из известнейших в этой стране зарубежных специалистов. Свыше 30 его работы переведены на китайском языке, в частности в 2001 г. выдано "Выбранные произведения" B.А. Сухомлинского в пяти томах [4, с. 36].
Китайские исследователи работ Василия Александровича отмечают, что и сегодня, как и два десятилетия тома, перечитывая его работы, ощущаешь, что его теория и практика страже всестороннего изучения [2].
Причину этого видим в том, что педагогика В.А. Сухомлинского удачно объединяет в себе такую привлекательную для Китая последних нескольких десятилетий социалистическую и гуманистическую направленность. Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского, направленная на воспитание всесторонне и гармонично развитого сознательного гражданина и счастливого человека, стала особенно популярной в КНР с началом периода "реформ и откровенности". Сформированная на основе советской педагогики и психологии, она вместе с тем была насквозь пронизана духом научно-технического прогресса, новаторства, опережала свое время. Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что в Китае довольно тяжело реализовать курс на качественно-ориентированное обучение, которое как раз нуждается в таком "прорывном духе и действиях", поэтому идеи В.А. Сухомлинского, "вне сомнения, могут много что подсказать китайским деятелям образования", - писала проф. Ван Игао. [1, с. 63-64]
На мысль китайских научный работников, В.А. Сухомлинский ввел социалистическую гуманистическую педагогику, а это особенно важно в Китае, когда начался "время человека", когда делают все более больший акцент на значимости гуманитарных знаний, гуманистической направленности науки и техники, защиты окружающей среды. Профессор Ван Игао справедливо считает, что КНР нужно позаимствовать те идеи В.А. Сухомлинского, которые помогут в процессе обучения и воспитание еще больше сформировать человеческие чувства, привить любовь, освободить учеников от тяжелого груза "обучение ради испытаний", воспитать в них гуманистические основы [1, с. 63-64 ].
В отличие от традиционной педагогики, которая рассматривала этическое, умственное, физическое, эстетичное и трудовое воспитания как сравнительно независимые направления, В.А. Сухомлинский вскрыша их взаимосвязанные элементы.
Теория и практика В.А. Сухомлинского относительно воспитания средой могут обогатить восприятие учеников, раскрыть реальное значение такого воспитания. Эта концепция особенно близкая китайским педагогам, так как она перекликается с идеями наиболее авторитетного ученого-педагога 1930-х гг. Тао Синчжи, последователя Дж. Дьюи и автора теории "жизненного обучения", который также писал о том, что воспитание средой способно укрепить тело и душу, сформировать у учеников высокие этические качества и ощущения прекрасного. Целесообразно обратить внимание на то, что с началом реформ в китайской педагогике появилось течение "учить радостно", созданная под влиянием идеи В.А. Сухомлинского о преобразовании учебного заведения в "школу радости" [1, с. 64].
Недавно в Китае (город Хуанши) за 11 месяцев построили школу, которая названа в честь В.А. Сухомлинского. Проектанты задумали эту школу как "школу радости", о которой мечтал и которую вся жизнь строил Василий Александрович. Школа состоит из многих светлых просторных корпусов, учится в ней пять тысяч учеников. В школе есть музей В. А. Сухомлинского и памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманистического воспитания. Внедренные четыре известных культа В.О. Сухомлинского: культ родины, культ матери, культ родного слова, культ книги. Студенты, которые проходят практику в этой школе, составляют обязательный зачет относительно знания книги В.А. Сухомлинского "Сто советов учителю" [3, с. 5].
Выводы. По словам преподавателя одного из китайских педагогических университетов Сяо Су, система В.А. Сухомлинского привлекает внимание направленностью на почет к каждому ребенку, пониманием ее самобытности и уникальности [5, с. 12-17]. Конечно, эта система под влиянием требований современной жизни постоянно трансформируется. Тем не менее принципиальная основа остается почти неизменной. Итак, среди имеющихся сегодня систем воспитания более тщательного изучения и внедрения требуют именно педагогические взгляды В.А. Сухомлинского, которые китайцы называют "гуманной педагогикой".
Литература: