ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗАКА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗАКА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Согласно концепции 12-летней средней общеобразовательной школы в 2002/2003 учебном году началось изучение иностранного языка со 2-го класса. Как показывает практика, количества часов по учебному плану Министерства образования и науки не совсем достаточно для формирования иноязычной коммуникативной компетенции младшего школьника, поскольку не во всех школах часы вариативной составляющей используются для иностранного языка. Расширение количества учебных предметов, увеличение часов на изучение уже существующих приводит к перегрузке учащихся в школе. Общество и образование находятся в поиске других путей оказания ребенку всех необходимых знаний для общекультурного развития в современном понимании. К способам  решения этой проблемы принадлежит и создании интегрированных уроков. Концепция интеграции в образовании возникла еще в начале ХХ века в связи с ростом научных знаний. Первые практические попытки создания образования на проблемно-комплексной, интегрированной основе сделаны Д. Дьюи, С.Т.Швейным, М.М. Рубинштейном и др.. Необходимость внедрения интегрированных курсов в систему полилингвального образования обосновывается в работах И.Л. Бим, С.У. Гончаренко, И. Козловской, Н.Е.Миропольский, А. Даффа, А. Малое, М. Финокьяро, Ю.С.Стиркинои и др.. Мы рассматриваем проблему внедрения в обучение учеников начальной школы интегрированных уроков иностранного языка. Ведь учителя начальной школы со второй специальностью «Иностранный язык» кроме иностранного языка преподают еще и такие предметы как изобразительное искусство, окружающий мир, трудовое обучение, основы здоровья, физической культуре и музыке. А это, по нашему мнению, позволяет интегрировать эти дисциплины на иностранном языке. Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству, трудовому обучению, физической культуре, окружающему миру, музыке в начальных классах убедительно свидетельствует о существовании возможности интеграции этих дисциплин с иностранным языком [2, 3]. Целью обучения этим предметам, так же, как и иностранному языку, является развитие и обучение учеников, но разными средствами. Если иностранный язык учит общению с миром вербальными средствами, то указанные выше дисциплины используют для этого язык музыки, жестов, линий, красок, чувств, движений. Для учащихся начальной школы речевые задания, опирающиеся на практические действия - игры и песни с движениями, задачи по рисованию, раскраски, резки, приклеивания, физические упражнения - имеют коммуникативную ценность, являются достаточно продуктивными для восприятия и усвоения знаний по иностранному языку. [1:14-17] Во время этих уроков ученики обращаются друг к другу на родном языке с просьбой поделиться карандашами, красками, помочь в выработке тех или иных изделий, выполнить различные действия и т.д.. Большинство из этих фраз классного обихода им известна уже с первого года обучения иностранному языку, например, "give me a red pencil, please", "help me",  "cut a piece of paper", "let´s play", "let´s sing, run, jump" и так далее. Так почему же не использовать эти фразы на иностранном языке на уроках рисования, трудового обучения, физической культуры, музыки, окружающего мира в реальных (не смоделированных) ситуациях общения? Во время наблюдений уроков в начальных классах мы были свидетелями того, как дети теряются, смущаются, когда к ним обращаются студенты-практиканты на иностранном языке, и не могут вспомнить ни одного слова на иностранном языке. Это говорит нам о том, что учащиеся, не имея опыта практического применения иностранного языка в реальной жизни, не могут сразу перенести знания, которые они получили на уроках иностранного языка, в другую плоскость - реальные ситуации общения в процессе их общественной деятельности. Эти наблюдения и подтолкнули нас к идее внедрения интегрированных уроков в начальных классах. Ведь во время уроков рисования, трудового обучения, физической культуры, музыки, окружающего мира ученики избавляются от одного из главных психологических препятствий в обучении иностранному языку - чувства страха за неправильно сказанное слово, они понимают, что их не будут оценивать по иностранному языку. Во время этих уроков иностранный язык становится не целью обучения, а средством общения, элементом игры, правила которой устанавливают сами ученики. Задача учителя в данном случае заключается в позитивном стимулировании учащихся к общению на иностранном языке, создании соответствующих условий, направленности учебного процесса в русле коммуникативных потребностей. Интегрированные уроки могут внедряться в обучение в любом возрасте постоянно или эпизодически. Иностранный язык только выиграет за счет того, что расширяется сфера его применения, за счет привлечения иноязычной деятельности в другие, не  свойственные языку: подвижную (физкультура), изобразительную (рисование), трудовую (труд), музыкальную (музыка, ритмика). Количество интегрированных курсов растет с каждым днем, и направления интеграции, ее степень и содержание меняется в зависимости от потребностей нового общества. Мы предлагаем вашему вниманию конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка, проведенного в 3-м классе общеобразовательной средней школы № 22 г. Николаева студенткой V курса педагогического факультета Захарчук Светланой Николаевной.

Интегрированный урок изобразительного искусства и английского  языка

Тема: Отпечатки готовых природных форм.

Цели:

  1. учить детей делать отпечатки с готовых природных материалов
  2. достигать  уравновешенности композиции путем общего размерного расположения элементов на плоскости;
  3. развивать цветоощущения глаза, образное мышление;
  4. воспитывать аккуратность при работе с красками, любовь к природе;
  5. повторить названия цветов, времен года на английском языке;
  6. развивать навыки устной речи на английском языке.

Ход урока

I Организационный момент. Подготовка рабочих мест.

  •  Good morning, children! Sit down, please. Look at your desks. Did you prepare everything? Check it.

II Актуализация опорных знаний.

  • What seasons do you know?
  • What season is it now?
  • What autumn months do you know?
  • What month is it now? What can you see on the ground?
  • What colour is autumn?

 Давайте вспомним какие мы учили  стихи  на английском языке об осене.

It rains in autumn

All day long.

The sky is grey.

The wind is strong

This is a season when fruit is sweet,
This is a season when friends meet,
This is a season when leaves fall down
Red, orange, yellow, brown.

Yellow, red and green and brown,
See, the little leaves come down.
Dancing, dancing in the breeze,
Falling, falling from the trees

III Работа над темой урока.

        1) Просмотр листочков из различных пород деревьев.

- Can you guess from what tree is this leaf?  

- What kind of trees do you know? (Apple tree, cherry tree, pear tree, apricot tree, peach tree).

2) Практическая деятельность учителя и ученика.
Последовательность выполнения композиции.
- Подберите листочки с четкими прожилками. Нижнюю сторону листа (the lower part of the leaf) покройте красками теплых цветов (warm colours). Затем приложите к чистому листу бумаги (put it to the white sheet of paper), слегка прижимая рукой (press it) . На бумаге останется отпечаток (imprint). Таким образом можно создать узоры, орнаменты (ornaments).

3) Практическая деятельность самих учащихся.

- Let´s try to do  this work ourselves. Use different kinds of leaves. Давайте прокомментируем наши действия на английском языке. (We are painting the lower part of the leaf with yellow paint then we are pressing it to the white sheet of paper and then we have the imprint of the leaf). А кто вспомнит,  как вежливо попросить на английском языке у товарища краски или карандаш? Давайте представим, что мы попали в Великобританию, и вашими товарищами по классу стали дети из этой страны. Спросите как их зовут (на английском) и попросите показать вам их работы. Но сначала давайте вспомним вместе как можно это сказать на английском языке. Кто лучше справится с задачей, тот получит замечательный осенний букет и  право провести физкультминутки  на уроке.
                Физкультминутки. (Сопровождается движениями)

   Stand up! Stand still!                    And then on your legs, please!

   Hands on your chest!                    Hop on your right foot!                     

   Hands on your hips!                     Hop on your left foot

   Hands on your knees                    And turn around!

Дети выполняют задание,  в процессе которого общаются друг с другом.

IV. Итог урока. Выставка работ.

Внедрение интегрированных уроков получает одобрение учащихся и студентов высших учебных заведений как эффективный путь к расширению речевой практики. Опыт, проанализированный  выше, убедительно свидетельствует, что предложенный подход к обучению способствует развитию чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира, помогает гармоничному овладению иностранным языком в процессе собственного творчества.

Литература

  1. Коваленко О. Про вивчення іноземних мов у 2002/2003 навчальному році / Іноземні мови в навчальних закладах №1,2 2002. - С. 14-17
  2. Програми  для середньої загальноосвітньої школи. 1-2 класи. К.: «Початкова школа». - 2001. - 296с.
  3. Програми для середньої загальноосвітньої школи. 3-4 класи. К.: «Початкова школа». - 2003. - 296с
Просмотров работы: 7