Развитие украинского государства, интеграция и глобализация социальных, экономических и культурных процессов требуют кардинального обновления образования Украины. Это нашло отражение в Законе Украины «Об образовании» (1991 г.), Государственной национальной программе «Образование (Украина XXI вв.)» (1994 г.), в Национальной доктрине развития образования (2002 г.) и в Концепции средней общеобразовательной школы (2001 г.), образовательными приоритетами в которых провозглашено обеспечение гармоничного развития личности. Учитывая повышенный интерес европейского сообщества и других стран мира к раннему иноязычному образованию и несистемный характер изучения иностранного языка в дошкольном возрасте в Украине, возникает необходимость совершенствования раннего обучения этому предмету, охватывающая дошкольное учебное заведение и 1-4-й классы начальной школы.
Наряду с использованием для этой цели лучших достижений отечественной педагогической науки целесообразным представляется изучение и осмысление соответствующего зарубежного опыта [1]. Значительный интерес в рамках исследования составляют работы по проблемам образования США: об организации образовательного процесса, формы и методы обучения в контексте современных тенденций образования (А.Сбруева, В.Сухомлинского, Н.Теличко, М.Шутова), всестороннее воспитание личности (Р.Беланова, К.Жуковский, М.Красовицький), эволюция теории и практики обучения (Н.Пацевко, И.Радионова), современные педагогические технологии организации обучения (И.Ветрова, О.Лещинський, О.Литвинов, С.Шумаева), профессиональная подготовка будущих учителей (В.Дикань, М.Нагач, И.Пентина) и другие. Кроме того, в последние годы значительное внимание уделяется анализу современных европейских подходов к преподаванию иностранных языков на разных ступенях образования (Г.Гринюк, Л.Гульпа, О.Мисечко, О.Першукова, Л.Хоменко) [3].
Целесообразность изучения опыта США по раннему обучению иностранному языку определяется также и тем, что в конце ХХ ст. - начале XXI вв. в образовательных стратегических документах этому предмету предоставлен статус базовой дисциплины, в отдельных штатах введено ее изучения в начальной школе, созданы проекты заключения соответствующих программ, усовершенствованы средства обучения и технологии оценки, что обусловило положительные изменения в системе образования. Наработка американских исследователей в аспекте раннего обучения иностранным языкам имеют несомненную теоретическую и практическую ценность для Украины, но есть малодоступными для отечественных ученых [1].
Анализ учёными раннего обучения иностранным языкам в начальной школе США показал, что первый этап иноязычного образования охватывает подготовительную группу детского сада и 1-2-й классы; определены различия в структуре начальной школы: в различных штатах обучение иностранному языку начинается с детского сада (дети 5 -летнего возраста) и продолжается в 1-6-м классах (ученики 6-11 лет), а в некоторых штатах охватывает восемь классов [3].
Децентрализация управления образованием США обусловила отсутствие базового учебного плана для начальной школы. Исследования показывают, что обучение иностранным языкам на ранних этапах образования введен только в 25% начальных учебных заведениях страны [3].
Перспективность изучения иностранного языка детьми дошкольного и младшего школьного возраста обусловлено: во-первых, рядом психолого-физиологических факторов, во-вторых, более ранним вхождением ребенка в общечеловеческую культуру через общение посредством нового языка, формированием основ культурного плюрализма, в-третьих, положительным влиянием на развитие психических функций и общих речевых способностей [4].
Важной предпосылкой эффективности овладения иностранным языком в начальной школе, независимо от вида программы, определена такая организация процесса обучения, которая предполагает учет учителем возрастных особенностей учащихся. Выявлено, что быстрая утомляемость 5-7-летних детей от однообразных видов деятельности, недостаточная сконцентрированность внимания побуждают педагогов к использованию различных видов деятельности, чередование их с динамическими паузами, играми, а наглядно-образное мышление, непроизвольность внимания и ее ориентация на сильный раздражитель - к привлечению наглядности и др. [2]. Доказано, что теоретико-методологическими основами раннего обучения иностранным языкам в США являются теории овладения неродным языком, в частности учение С. Крашена о снижении «эмоционального фильтра» (снятие психологических барьеров в общении на иностранном языке), включение в содержание обучения интересного, значимого, понятного учебного материала и т.д. [3].
Обосновано, что усиление внимания к иностранным языкам на современном этапе обусловлено такими факторами, как активизация процессов глобализации и интернационализации, развитие поликультурного и международного образования, необходимость учета этнического разнообразия страны; внедрение информационно-коммуникационных технологий [4]. Установлено, что знание иностранного языка рассматривается как средство укрепления конкурентоспособности США, интенсификации межкультурного общения, обеспечения национальной безопасности. Доказано, что тенденция к внедрению обучения этому предмету на ранних этапах образования способствует развитию многоязычия граждан США.
В результате социально-исторического и педагогического анализа раннего обучения иностранным языкам в США отмечено, что современному состоянию теории и практики обучения предмету предшествовал длительный процесс развития, обусловленный социальными (выявление важности этнического разнообразия, рост профессиональной и социальной мобильности человека), экономическими (повышение конкурентоспособности государства, развитие информационно-коммуникационных технологий и др.), политическими (формирования государственности США, забота о ее национальную безопасность и под.) и педагогическими (включение иностранных языков в учебные планы отдельных начальных школ, внедрение национальных стандартов, теоретические исследования отрасли и т.д.) факторами.
Литература: