ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Актуальность проблемы. Сегодня высшая школа основывается на традиционной системе обучения, которая не всегда удовлетворяет творческую личность, поэтому к профессиональной деятельности преподавателя предъявляются высокие требования. Одно из таких требований - его технологическая культура.

В современных психолого-педагогических исследованиях уделяется значительное внимание определенным аспектам профессиональной подготовки педагога, в частности содержанию педагогического образования (А. М. Алексюк, А. Н. Бойко, С. У. Гончаренко, В. И. Евдокимов, Н. Б. Евтух, И. А. Зязюн, В. И. Луговой, И. П. Подласый, И. Ф. Прокопенко, В. В. Сагарда, Г. В. Троцко), совершенствованию технологий обучения (В. И. Бондарь, А.Г . Мороз, Е. Н. Пехота, А. Я. Савченко, Т. С. Яценко и др.), формированию профессиональной культуры педагога и отдельных ее составляющих (М. В. Гринева, В. И. Гринев, Т. В. Иванова, Н. Б. Крылова, Н. В. Морзе, В. А. Семченко, Л. В. Столяревская).

Технологическая культура преподавателя пока еще не приобрела системного изучения в психолого-педагогических исследованиях. Цель нашей статьи заключается в исследовании проблемы технологической культуры преподавателя.

Изложение материала. Технологии занимают ведущее место в области культуры - это отрасль технологической культуры, которая является составной профессионально-педагогической культуры.

Технологическая культура - это философия нового видения мира. И технологическая культура преподавателя должна быть связана с проблемой ответственности за свои действия в педагогических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности. Преподаватель в своей технологической культуре обращается ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентированный на человека новой эпохи. Технологическая культура предполагает владение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

В понятие «технологическая культура педагога» включаются не только качества личности, система технологических знаний, умений и навыков, специфическое мышление и мировоззрение, необходимые современному преподавателю, но и исключительно важный, на наш взгляд, компонент, как профессионально активная педагогическая позиция. Исключительно важно научить будущих специалистов технологии самопознания, самовоспитания и образования, превратить интеллектуальный и профессиональный рост педагога, специалиста-гуманитария в технологическую среду, формировать и развивать жизненно активную позицию педагога на всех уровнях, постоянно включать в педагогический процесс, ставя их в активную педагогическую позицию.

Технологическая культура раскрывает деятельность педагога, способы и приемы взаимодействия преподавателей и студентов, культуру общения, использования педагогической техники, информационных и обучающих технологий. Она характеризуется осознанностью необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей как залога успешности педагогических действий и предупреждения вероятности ошибок, а также сознанием наиболее рациональных путей и способов развития этих способностей. Культура педагогической деятельности приобретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.[4]

Анализ проблемы овладения преподавателями вузов педагогическими инновационными технологиями дает основание для таких выводов:

  • Технологическая культура педагога - это его профессиональная компетентность, предусматривающий разрешение преподавателя ориентироваться в информационном пространстве, владеть и оперировать информацией в соответствии с потребностями высокотехнологичного общества, применять технологии в педагогическом процессе, давать оценку процессу и достигнутым результатам;
  • Технологическая культура является частью профессионально-педагогической культуры учителя технологического образования, необходимым компонентом творческой самореализации и профессионального самосовершенствования личности будущего специалиста, глубокого владения основами преобразовательной деятельности, готовности к инновациям и новаторства. Она предполагает наличие у будущих педагогов системы технологических знаний, умений и личностных качеств.

Обосновывая важность технологической культуры в педагогическом образовании, следует отметить ее значимость и в начальном, и в среднем, и в высшем, и в последипломном, т.е. в непрерывном образовании. Именно технологическая культура способствует модернизации профессиональной подготовки педагога на всех уровнях, формированию его активной педагогической позиции, его профессиональному становлению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондарь В. Технологизация подготовки специалистов в условиях внедрения государственных стандартов образования / / Образование и управления. - 2005. - Т.8. - № 2. - С.86-90.
  2. Образовательные технологии: Учеб. - Метод. пособ. / Под общ. ред. Е.Н. Пехоты. - К.: А.С.К., 2001. - 256с.
  3. Подготовка учителя к внедрению педагогических технологий: Учеб. пособ. / Под общ. ред. И.А. Зазюна, Е.Н. Пехоты. - К.: А.С.К., 2003. - 240с.
  4. Рубцовая Е.Т. Технологическая культура как компонент профессиональной педагогической подготовки учителя / / Педагогическое образование и наука. - № 12. -2008 С.43 -48.
Просмотров работы: 256