Актуальность проблемы. Сегодня высшая школа основывается на традиционной системе обучения, которая не всегда удовлетворяет творческую личность, поэтому к профессиональной деятельности преподавателя предъявляются высокие требования. Одно из таких требований - его технологическая культура.
В современных психолого-педагогических исследованиях уделяется значительное внимание определенным аспектам профессиональной подготовки педагога, в частности содержанию педагогического образования (А. М. Алексюк, А. Н. Бойко, С. У. Гончаренко, В. И. Евдокимов, Н. Б. Евтух, И. А. Зязюн, В. И. Луговой, И. П. Подласый, И. Ф. Прокопенко, В. В. Сагарда, Г. В. Троцко), совершенствованию технологий обучения (В. И. Бондарь, А.Г . Мороз, Е. Н. Пехота, А. Я. Савченко, Т. С. Яценко и др.), формированию профессиональной культуры педагога и отдельных ее составляющих (М. В. Гринева, В. И. Гринев, Т. В. Иванова, Н. Б. Крылова, Н. В. Морзе, В. А. Семченко, Л. В. Столяревская).
Технологическая культура преподавателя пока еще не приобрела системного изучения в психолого-педагогических исследованиях. Цель нашей статьи заключается в исследовании проблемы технологической культуры преподавателя.
Изложение материала. Технологии занимают ведущее место в области культуры - это отрасль технологической культуры, которая является составной профессионально-педагогической культуры.
Технологическая культура - это философия нового видения мира. И технологическая культура преподавателя должна быть связана с проблемой ответственности за свои действия в педагогических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности. Преподаватель в своей технологической культуре обращается ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентированный на человека новой эпохи. Технологическая культура предполагает владение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.
В понятие «технологическая культура педагога» включаются не только качества личности, система технологических знаний, умений и навыков, специфическое мышление и мировоззрение, необходимые современному преподавателю, но и исключительно важный, на наш взгляд, компонент, как профессионально активная педагогическая позиция. Исключительно важно научить будущих специалистов технологии самопознания, самовоспитания и образования, превратить интеллектуальный и профессиональный рост педагога, специалиста-гуманитария в технологическую среду, формировать и развивать жизненно активную позицию педагога на всех уровнях, постоянно включать в педагогический процесс, ставя их в активную педагогическую позицию.
Технологическая культура раскрывает деятельность педагога, способы и приемы взаимодействия преподавателей и студентов, культуру общения, использования педагогической техники, информационных и обучающих технологий. Она характеризуется осознанностью необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей как залога успешности педагогических действий и предупреждения вероятности ошибок, а также сознанием наиболее рациональных путей и способов развития этих способностей. Культура педагогической деятельности приобретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.[4]
Анализ проблемы овладения преподавателями вузов педагогическими инновационными технологиями дает основание для таких выводов:
Обосновывая важность технологической культуры в педагогическом образовании, следует отметить ее значимость и в начальном, и в среднем, и в высшем, и в последипломном, т.е. в непрерывном образовании. Именно технологическая культура способствует модернизации профессиональной подготовки педагога на всех уровнях, формированию его активной педагогической позиции, его профессиональному становлению.
ЛИТЕРАТУРА