ПРЕИМУЩЕСТВО ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРЕИМУЩЕСТВО ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО В ОБУЧЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

На современном этапе учителя все чаще используют в процессе обучения стараются сотрудничать с учениками. Сотрудничество и сотворчество учащихся и учителя предусмотрена личностно ориентированный подход. Актуальным этот подход и для учителей-филологов.
     В Национальной доктрине развития образования в XXI веке отмечено: "Главная цель украинской системы образования - создать условия для развития и самореализации каждой личности как гражданина Украины ...", а Закон Украины" Об общем среднем образовании "утверждает:" Задачей общего среднего образования является формирование личности учащегося, развитие его способностей и дарований ". Личностно ориентированный подход предусматривает сотрудничество и сотворчество ученика и учителя. Главным действующим лицом учебного процесса является ученик. Задача учителя - проследить динамику его развития, определить личные предпочтения в работе с учебным материалом, то есть познать ученика как личность, раскрыть и развить его индивидуальные способности.

     Организацию личностно ориентированного обучения можно рассматривать по такой схеме «Личностно ориентированный подход в обучении», с помощью этой схемы, можно раскрыть творческий потенциал каждого ученика. Что  же для этого  нужно ? Во-первых, способствовать заинтересованности каждого ученика в работе класса с помощью четко, понятно и доступно сформулированной мотивационной установки, во-вторых, использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, ориентированные на конкретного ученика, в-третьих, стимулировать учащихся к высказыванию, использование различных способов решения. Ситуативных задач без страха ошибиться или получить неправильный ответ; в-четвертых, создавать на уроке такие педагогические ситуации, которые дают возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, поддерживать стремление ученика находить свой способ работы, анализировать и оценивать работу других; в-пятых , использовать различные виды5познавательной5деятельности,5а5также5мотивационный,5содержательно-операционный и волевой компоненты познавательной самостоятельности школьников.

     При этом ученики получают больше самостоятельности, лучше осмысливают цели и результаты своего труда, осознавая, что они являются не объектом, а субъектом учебной деятельности; учитель же становится доброжелательным помощником, каторый заинтересован в судьбе каждого ученика. Таким образом, происходит переориентация учащихся от учебы ("пусть меня научат") к учению (хочу все знать").
     На наш взгляд, мониторинг результатов работы с использованием личностно ориентированного подхода в обучении заключается не только в количестве и качестве оценок, полученных учащимися, а прежде в характеристике их интеллектуальных умений, навыков, творческих способностей. Итак, личностно ориентированное обучение - это обще дидактический принцип индивидуального подхода к учащимся. Это можно объяснить с помощью такого факта.
     Известный российский психолог Л.С. Выготский своей теорией доказывает, что разум любого человека имеет две зоны развития: зона А и зона Б. Первая зона А - это зона актуального развития. В эту зону попадают задачи, которые человек может выполнить сам без помощи учителя. Вторая зона В - это зона ближайшего развития. Сюда попадают задачи, которые ребенок сам выполнить не может, но может с ними справиться с помощью учителя. Зона ближайшего развития, - это зона "на завтра". То, что сегодня есть зоной ближайшего развития, завтра в процессе обучения должно стать зоной актуального развития. Учитель не должен давать готовую информацию, ведь такое обучение может затормозить мышления ребенка. А с помощью умело подобранных вопросов педагог подводит школьника к правильному ответу.

      Если даже теоретически предположить, что два ученика обучались в одной школе, и в одних и тех же учителей, окончивших школу с отличием, уровень их развития все равно будет разным. Еще больше отличается развитие учеников класса, которые согласно 12-балльной системе достигли начального и высокого уровней. Поэтому понятно, отмечает Балл Г.А, к таким детям надо подходить индивидуально, то есть ставить перед ними различные задачи. Если для целого класса поставить одну задачу, то для одних учеников оно попадет в зону актуального развития, для других - в зону ближайшего развития.
      Итак, одну задачу для всего класса ставить нельзя, а потому требования относительно личностного ориентированного обучения является научно обоснованным. Однако осуществить личностно ориентированный подход на практике, по моему мнению, нам мешает классно-урочная система. И вот по каким причинам:

во-первых, чтобы подойти индивидуально к каждому ученику, необходимо знать его психологические, физиологические и социальные особенности. Только психология насчитывает несколько десятков индивидуальных особенностей личности. Это различные виды внимания, мышления. Восприятия, воображения, темперамента, характера. Память делится более чем на 10 типов: кратковременная, долговременная, оперативная, двигательная, зрительная, слуховая, эмоциональная, словесно-логическая и т.д.;
во-вторых выявить все эти психологические, физиологические и социальные особенности учитель5без5помощи5психолога,5врача,5социолога5не5может;в-третьих, даже если теоретически предположить, что у каждого ребенка обнаружили все эти особенности, учитель не сможет запомнить их в таком количестве детей, поскольку он одновременно учит своему предмету не один десяток учеников, каждый из которых имеет не один десяток таких особенностей .

      Наконец, если учителю таки удается запомнить все особенности каждого ребенка, он не сможет подойти индивидуально потому, что урок длится всего 45 мин., в течение которых физически поработать с каждым учеником класса индивидуально невозможно. Следовательно, существует противоречие: с одной стороны, требования личностно ориентированного5обучения,5а5с5другой5классно-урочная5система.
      Философия учит, что источником и движущими силами любого процесса (в том числе и учебного) является разрешение противоречий. Итак, для того чтобы учебный процесс развивался, учителю необходимо уметь выявлять противоречия учебного процесса, а такжее5уметь5решать5ее.
      Данное противоречие решается путем дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация (от лат. Differentia - разница, различие) - расчленение целого на качественно отличные части. Решение таких противоречий называется подходом к обучению.
     Вышесказанное, по мнению Амонашвили Ш.А, можно осуществлять следующим образом. Учащихся класса распределить на группы по уровню развития. Критерий - успешность. Следовательно, таких групп четыре: низкий уровень, средний уровень; достаточный уровень; высокий уровень. Понятно, что такое разделение не аргументируется для учащихся, чтобы у слабого школьника не сформировалась заниженная самооценка, а в сильной - завышена. Если учащиеся одной из групп повышают свой ​​уровень, мысленно перевести их можно в следующую группу и наоборот. Для каждой группы предлагать разные по степени сложности задания. Дифференцированный подход можно осуществлять при различных формах учебного процесса: во время урока, лабораторного занятия, экскурсии.


     Итак, личностно ориентированное обучение позволяет без снижения сложности воспринимать новый материал. Специально подобранная помощь - это не прямая подсказка, которая тормозит мышление учащихся, но и инструмент, с помощью которого учитель подводит ученика к правильному решению, тем самым осуществляет учебный процесс. Итак, чтобы учебный процесс не стоял на месте, а развивался, учителю необходимо находить противоречия в нем и уметь их решать.

Литература:

  1. Акбашева Р.Ш. Проектный подход к личностно-ориентированному образованию.- Уфа: Башгоспединститут, 1999. - С. 132.
  2. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - М.:Просвещение,2000. - №2. - С.13-15.
  3. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. -М.- 1997. - №5. - С. 7-19.
  4. Клокар Н.І., Слободянюк Н.Г., Стаднюк І.І. Концепція діяльності наукової лабораторії особистісно орієнтованого навчання та виховання // Організація та зміст діяльності наукових лабораторій інституту / За ред. Н.І. Клокар, О.В.Чубарук. - Біла Церква, 2005. - С.209.
Просмотров работы: 296