ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Постановка проблемы. Стремление человека к самовоспитанию, самосовершенствованию уходит своими корнями в глубокую историю. Вся жизнь человека - это бесконечная борьба с собой. Преодолеть себя, воспитать себя, победить себя - во всех веках звучали такие требования к человеку разумному. Отношение человека к природе, к обществу, к другим людям так или иначе является отношение к себе самому.
        Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа , трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
        Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.
        Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.
        В современной психологии самовоспитание рассматривается как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя к личности, выработки человеком в себе таких качеств, которые являются желательными. Педагогической наукой самовоспитания определяется систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку в себе желаемых физических, умственных, нравственных, эстетических качеств, положительных черт воли и характера, устранения негативных привычек. Цели и задачи самовоспитания оговариваются требованиями общества и духовными потребностями конкретной личности, ее стремлением к самореализации в жизни.       
        Если воспитание может иногда осуществляться независимо от воли и желания воспитанника, то самовоспитание как процесс осознанного, целенаправленного и желаемого развития возможно лишь в случае совпадения благоприятных внешних условий и определенных внутренних предпосылок.
        Таким образом самовоспитания предполагает определенный уровень развития интеллекта, который проявляется во всем, что касается изменения своего "я". Поэтому многие педагоги утверждают, что работа над собой становится постоянной, эффективной, если есть зрелое самосознание.
        Проблема самовоспитания не является новой, поскольку вопрос целенаправленной работы над собственной личностью рассматривали еще античные философы. Свидетельством тому есть различные наставления, поговорки, басни, пословицы. Впоследствии вопрос самовоспитания рассматривали И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Б. Франклин. В частности Б. Франклин является автором кодекса нравственных качеств, что можно считать программой работы над собственными недостатками. Создание подобной программы будет полезным и в современных условиях.
        Впоследствии, в середине девятнадцатого века, известный писатель и публицист Фредерик Дуглас, разделяя взгляды Б. Франклина на самовоспитание, ввел понятие "self-made man", то есть человек, который сам себя создал. Такой человек не имеет от рождения значительного состояния или влиятельных родственников, но благодаря постоянному стремлению к самоусовершенствованию и упорному труду, приобретает высокий социальный статус.
        Первыми психологами, которые рассматривали проблему самовоспитания, были Уильям Джеймс, Чарльз Кули, Джордж Мид, Роберт Берне. Их заслугой была систематизация психологических и педагогических знаний о человеке с целью создания единой системы воспитания и создания так называемой "Я-концепции". Под "Я-концепцией" личности понимают устойчивую, более или менее осознаваемую систему представлений человека о себе, на основе которой она строит свое поведение.
        Результаты исследования. Проанализировав работы разных ученых по самовоспитанию, следует отметить, что несмотря на расхождения во взглядах, ученые сходятся в том, что самовоспитание является важной составляющей процесса гармоничного развития личности, поскольку оно помогает не только в совершенствовании моральных и физических качеств, но и в решении конкретных проблем , поиска ответов на важные жизненные вопросы, самореализации и самостановлении.
        Первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек начинает думать о самом себе, оценивая свои достоинства и недостатки. Для того, чтобы стать активным творцом своей личности, необходимо научиться критически смотреть на себя с точки зрения общественных требований, требований будущей профессии.
        Выводы и перспективы дальнейшего развития. В представленной статье нами было проанализировано историческое развитие подходов к самовоспитанию. Хотя с течением времени взгляды на самовоспитание менялись, весь накопленный опыт позволяет выбрать среди многообразия методов и подходов те, которые отвечают как личности ученика, так и социальным условиям, в которых он живет. Поэтому дальнейшие исследования планируется провести в направлении систематизации педагогического опыта с самовоспитания, с целью создания максимально эффективных программ саморазвития и их практического применения.

Просмотров работы: 211