Дидактические принципы, по определению ученых, - это направляющие положения, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса, которые имеют характер общих указаний, правил и норм, вытекающих из его закономерностей.
Учитель английского языка в начальной школе, утверждают ученые, должен руководствоваться как обще-дидактическими принципами, так и принципами методики обучения иностранному языку. К обще-дидактическим принципам относят: принцип наглядности, принцип посильности, принцип прочности, принцип сознания, принцип научности, принцип активности, принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуализации [2, с.43].
Наряду с обще-дидактическими принципами, которые нашли свое отражение в программе, особое значение имеют принципы коммуникативно-ориентированного обучения:
Принцип 1. Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку возможно в условиях деятельностного подхода. Этот принцип реализуется через "деятельностные задачи", которые построены на основе игрового, имитационного и свободного (реального) общения.
Принцип 2. Коммуникативно-ориентированное обучение английского языка означает формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Основные компоненты, которые необходимо начинать формировать: речевую; языковую компетенцию; стратегическую; лингвосоциокультурную; оценочную; социальную.
Принцип 3. Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. Это предполагает выполнение упражнений на имитацию жизненных ситуаций, а также создание условий для общения, которое реализуется через парную или групповую работу [1, с.37].
Всеми этими принципами, мы считаем, должны руководствоваться учителя в процессе организации учебной деятельности. Но мало знать их сущность и действие. Надо быть глубоко и всесторонне осведомленным в области их практической реализации, обладать традиционными и инновационными средствами реализации дидактических принципов, опыт использования которых приобретается в процессе практической работы, в частности на педагогических практиках, постоянной поисковой работы.
Литература: